Это неправда.
На самом деле есть гораздо более увлекательные и полезные занятия. В частности, гораздо более продуктивным увлечением является облаиваивание, обхаивание, искусание, наезд и накакивание на других иммигрантов. Особенно иммигрантов из бывших соотечественников (или рядом), оказавшихся с тобой в одной и той же стране.
Как во многих других аспектах человеческой жизнедеятельности, агрессия значительно смягчается, когда вы видите “противника” лицом к лицу или живете с ним бок о бок, дверь о дверь или стенка об стенку. В этих случаях вы уже не считаете противника противником, а, напротив, считаете его другом, приятелем, земляком, островком привычного человеческого тепла в этой стране, человеком, с которым можно вспомнить родную речь и т.д. Поэтому иммигранты, живущие рядом в модном слове комьюнити, не грызутся друг с другом, вопрошая “а ты кто такой вообще?” а, наоборот, помогают, поддерживают, или хотя бы здороваются на улице.
Однако же одна из базовых потребностей любого человека, даже такой заморской зверушки как иммигрант, является чувство принадлежности к чему-либо. Причем, нам мало принадлежать по жизни к какой-то единственной группе, например, к группе любителей глазированных сырков. Для комфортной самоидентификации хочется принадлежать к числу групп несколько большему, чем 1. Например, к группе работающих в сфере образования, к группе ненавидящих майонез, к группе любительниц розового и тд. Чем больше групп к которым принадлежишь, тем интереснее жить. У иммигрантов есть возможность принадлежать не только к новой родине, то есть группе “граждане, или почти граждане, страны Y”, но также и к группе “граждане страны X, переeхавшие на новое место жительства в страну Y”.
Теперь вспомним, что для ощущения принадлежности к группе, или даже для ощущения существования группы, необходимо что-то вроде внешнего врага. Совершенно необязательно активного врага, устраивающего диверсии. Скорее врага идейного, с другим жизненным выбором, мировоззрением, поведением, происхождением или хотя бы вкусом в одежде и косметике. Также желательно, чтобы идейные враги были до очевидности тупые - тогда к ним можно испытывать чувство брезгливого презрения, очень комфортное чувство, греющее душу.
Некоторые иммигранты, желая испытывать принадлежность к группе “граждане страны X, переeхавшие на новое место жительства в страну Y”, выбирают врагом коренных граждан страны Y. Которые все неправильные, едят какое-то дерьмо, уродливые и вообще странные, поэтому мы будем сидеть внутри своего модного слова комьюнити и носа за его пределы не казать. На мой взгляд, это - глупейший выбор, но подробно объяснять, почему я так категорична в оценке, у меня не хватит уютной жежешечки.
Некоторые другие иммигранты выбирают своим врагом граждан страны X, из которой они уехали. Процент иммигрантов, сделавших такой выбор, сильно преувеличен людьми, которые любят размахивать полосатыми флажками и гордиться вслух ( еще одна четко очерченная группа). Верить в то, что любой иммигрант, критикуя что-либо в оставленном отечестве, делает это из черной ненависти, грызящего чувства неполноценности и волчей тоски - все равно что думать, будто каждая головная боль указывает на менингит. Окститесь, ребята, так ведь больниц на всех не хватит.
И наконец, самое продуктивное презрение - это презрение к таким же иммигрантам из страны X в страну Y, как и вы, но, в отличие от вас, неправильным. Как я уже сказала выше, к бывшим землякам, с которыми вы знакомы лично, такое отношение возникает нечасто. Разве что они вам сильно досадили. Внешний враг правильного иммигранта, неправильный иммигрант, находится не под боком, а где-то там. И в то же время везде. Ибо понаезжали тут, а ведь страна Y не резиновая. Проще всего обнаружить неправильного иммигранта не в реальном комьюнити, а в виртуальном - в интернете. Вообще, такое ощущение, что в интернете эти неправильные иммигранты не просто окопались, но еще и размножились почкованием. Правильных раз-два и обчелся. И всех знаю почти лично. А вот остальные все не в ногу, будто нарочно.
Слово “продуктивное”, для описания презрения, я употребила потому, что вариантов того, как иммигрант может оказаться в глазах своего собрата неправильным, превеликое множество, и все хороши как на подбор.
Рассмотрим же их пристрастным взглядом.
В первую очередь можно оценить способ приезда. Самый благородный способ приезда - это подача на миграционную визу всей семьей, зеленые карты, розовые штампы, и прочая мутотень, потребовашая годы усилий. Люди, прибывшие таким образом, смотрят на приехавших каким-нибудь другим образом как на халявщиков. Хотя есть еще некоторые люди, а именно приехавшие в страну еще в юном возрасте учиться в университетах и оставшиеся впоследствие навсегда, так вот они считают, что правильные - только они. Потому что они восприимчивы к новой культуре и стали полноценными гражданами новой страны, а приехавшие позже все совки да веники, и ими останутся навсегда.
“Жен” презирают все кому не лень. Во-первых, приехать в качестве жены “на все готовенькое” - самая махровая халява. Во-вторых, бытует мнение, что, в отличие от благородных мигрантов, приехавших сюда продавать свои мозги и руки, “жены” приехали сюда продавать пизду ( извините). Вообще нужно обладать очень необычным представлением о браке, чтобы считать, что вышеупомянутый орган играет в нем настолько центральную роль. С другой стороны, у неправильных неправильно все - так что и пизда может оказаться в интернациональной семье во главе угла ( еще раз извините).
А что же делать самим “женам”, ведь и им хочется попрезирать кого-нибудь? Изящным вариантом, считаю, будет презирать остальных иммигрантов за то, что они так и остались иммигрантами, а не влились в новую культуру, как сделала слившаяся с ней практически воедино “жена”. Но есть и опции попроще: всегда можно попинать виртуальными ногами других “жен”, еще более неправильных и незаслуженных: тех, которые познакомились с будущими мужьями через брачное агентство (какой срам), а не чинно- благородно во время туристической поездки.
В общем, существует много хороших и разных способов решить, кто здесь полноценный, а кто нет, всего лишь узнав, каким образом этот человек сюда добрался. Лучше всего выносить оценку, когда о человеке только это и знаешь, а больше вообще никакой информацией не владеешь - так выводы будут незамутненнее.
Во вторую очередь следует оценить насколько хорошо или плохо иммигрант знает свою новую родину, страну Y, и ее жителей, Y-кян. Каждый иммигрант прекрасно понимает, что лучше, чем он (она) ни один другой иммигрант страну Y знать не может. Именно поэтому, увидев или успышав чей-то еще текст о стране Y, иммигрант сразу же начинает искать фактические несоответствия. И ведь находит! И тут же обрушивает на невежественного и лживого автора поток презрения, в то же время стараясь игнорировать его жалкие графоманские потуги ( противоречивая задача не из легких, но многие справляются на ура.)
Глубина невежества всех остальных иммигрантов касательно географии, истории, экономики, культуры и политики страны Y может быть различной. Она зависит, в частности, от длительности проживания в стране. Чем длиньше - тем иммигрант лучше и правильнее знает страну, стало быть имеет больше оснований гордиться собой.
В принципе, здравый смысл подсказывает нам, что человек, проживший где-то десять лет, скорее всего знает это место лучше того, кто прожил здесь десять месяцев. Есть множество важных отклонений от этого правила, но здравый смысл на то и здравый, что не берет в расчет мутации и девиации, а только лишь усредненную статистику. Поэтому сообщение иммигранта о том, что он прожил здесь уже десять лет, в определенный контекстах действительно придает вес его мнениям. Штука в том, что многие начинают грузик “Я здесь уже ….. лет живу” привешивать к каждому своему слову про страну Y. И считают, что этого одного уже достаточно для доказательства правильности их слов. На иммигрантских форумах и сообществах каждый третий и каждая вторая открывают этим свой комментарий. “Я здесь уже давно живу и все знаю, колонна Нельсона находится на Пикадилли и перестаньте уже со мной спорить, ведь бесполезно. .” Они совершенно правы - действительно, бесполезно. ( проверено эмпирическим путем)
Тем не менее находятся неопытные глупыши, что не желают соглашаться. На этот случай у каждого уважающего себя иммигранта, прямо как у солидного юриста, припрятан в кейсе козырный туз. А именно, личное знакомство с коренными жителями. Огромным, просто потрясающим количеством коренных жителей страны Y, таким количеством, которое, по всем законам биологии, страна Y вместить не сможет. И все-таки они есть, а вам просто завидно, жалкая вы одиночка. Все коренные знакомые иммигранта хором подтверждают его мнение ( заочным хором, конечно, зато дружным) А если ваши знакомые коренные жители им противоречат, значит, они неправильные коренные жители. Какие-нить там дураки из Устьперепиздшира, что они знают. И вы их вообще выдумали.
Когда речь идет о языковых явлениях ( среди иммигрантов это регулярный повод потрясти друг перед другом перьями), то из рукава достается пример нативного спикера который пишет именно так, вы что же, будете спорить с нативным спикером?” Ну вот впечатывает нативный спикер “ Three window’s”, например, и “it’s purpose is unknown”, значит так и надо, и что вы мне тут будете еще вякать о неправильности употребления апострофа для формирования множественного числа существительных? Да вы небось язык страны пребывания не знаете вовсе. ( Каждый иммигрант понимает, что уровень владения языком, он как уровень жидкости в сообщающихся сосудах - если один иммигрант знает этот язык в совершенстве, то другой уже попросту не может его хорошо знать. Физику подучить марш. В этой стране хорошо владею языком только я. )
В третьих, кроме владения фактическими сведениями о стране Y, можно оценить субъективное мнение иммигранта об этой стране. Ну то есть мы признаем, хоть и скрипя зубами, что есть в обсуждениях место для сугубо индивидуального отношения, основанного на личном неповторимом опыте. К сожалению, очень быстро обнаруживается, что у каждого иммигранта - не просто другой личный опыт, а вообще своя собственная страна Y. Параллельные вселенные существуют, я видела их собственными глазами в комьюнити не скажу каком.
У одного иммигранта страна Y приветливая, но немного бестолковая. У другого - не очень приветливая, но более толковая. У третьего в стране Y много красивых, стильных девушек. У четвертого все девушки страны Y толстые уродины. У пятого ( или пятой) в стране Y совершенно не умеют грамотно стричь. У шестой только в стране Y грамотно стричь и умеют.
Самая правильная страна Y - конечно же моя. Она по-платоновски первична, а ваши - бледные копии. Когда видишь, что кто-то забрел в неправильную страну Y, его становится так жалко, так жалко. Заблудился, бедный. Но есть несколько заклинаний, способных его из неправильной вселенной в правильную вернуть. А именно:
“Вас кто-то обидел?” ( нестареющая классика)
“Это потому, что вы приехали сюда, сохранив прежнее отношение”.( my personal favourite, ибо звучит интеллектуально и заставляет задуматься, особенно, когда употребляется ни к селу ни к городу)
“Чушь какая, почему тогда у меня….?” ( вопрос в пустоту. )
“Когда вы здесь немного обживетесь, вы поймете, что все не так,
"У вас какое-то странное представление об этой стране. Непонятно откуда.” ( это уже догадка о существовании параллельных вселенных. Галактика опасносте!)
“Вы забанены за тупость, тупой гребаный хам, идите в жопу, здесь приличное сообщество"*. (в высшей степени достойно, но по техническим причинам доступно только лучшим из нас.)
И напоследок пожелаю всем иммигрантам, прошлым и будущим, успехов в освоянии новых пространств и отделянии своих от чужих.
* За это не извиняюсь, ибо практически цитирую по источнику.