Ну так вот, мистер Мистер Джейм Каан, даром что сменил имя, данное ему при рождении (Насим Кан) на более западный вариант, остается, тем не менее, человеком помнящим родство и корни. И глубоко переживает трагедию пакистанского народа, пострадавшего летом от разрушительных наводнений. Поэтому он организовал кампанию восстановления пакистанских поселений, сам активно в нее вложился и ездит наблюдать за процессом. А британский канал ITV готовит из этого документальную передачу. И вот недавно, под прицелами телекамер, мистер Каан приезжает в одну разрушенную пакистанскую деревушку, где люди ночуют в палатках, обсудить, как идет процесс восстановления. Общается с народом. И тут ему приносят крошечного ребенка, девочку, родившуюся у местной семьи вскоре после наводнения. Каан берет девочку на руки, восхищенно восклицает, что она "gorgeous" ( честно говоря, никогда не понимала подобных эпитетов по отношению к новорожденным, по-моему, они все одинаковые: маленькие, сморщеные и беззащитные, но уж никак не красивые. Для родителей-то, понятно, новорожденный ребенок самый очаровательный на свете даже срыгнувши и обкакамшись, но постороннему человеку... впрочем, это опять же не имеет к истории непосредственного отношения, простите) Так вот, восхищенный малышкой и растроенный картиной разрушения вокруг себя расчувствовавшийся бизнесмен начинает плакать и в душевном порыве громко заявляет, что хочет девочку у семьи купить. Где, говорит, родители, я хочу с ними поговорить. У меня, говорит, брат живет здесь, в Пакистане и очень хочет ребенка, а не получается. И я, обещает, дам за эту девочку сто тысяч рупий (это в переводе на британские деньги 700 фунтов, а в долларах и рублях сами подсчитайте) И она будет жить в семье моего брата, и вы же понимаете, что она не будет там ни в чем нуждаться, ее ждет прекрасное будущее и вообще.
И вот он все это сквозь слезы произносит, дочь его взрослая пытается его остановить, мол, папинька, вы что, совсем уже, он ей рукой машет, отстань глупая, и в слезах повторяет: куплю, куплю девочку, я совершенно серьезно. И камера телевизионная все при этом снимает. Родителей при этом не присутствует, они в поле.
Ну и после естественно, скандал. Общества защиты детей возмущены: забирать новорожденных детей из общины - не самый лучший способ обеспечивать им прекрасное будущее. Дети должны расти в своей культурной среде и проч.
Джеймс Каан приходит в себя, вытирает слезы и приносит публичные извинения всем, кого обидел. Но при этом стоит на том, что это был эмоциональный всплеск и он совершенно точно хотел как лучше. Видя разрушенную деревню, он хотел новорожденной девочке помочь и достойную жизнь ей обеспечить. А кто бы не хотел, на его месте? Но он при этом очень сожалеет и не хотел никого оскорбить. Но думал он в первую очередь об интересах ребенка.... но не хотел при этом.... но думал.... И так далее.
Возмущение, тем не менее, остается значительным, на радость таблоидам.
В этой истории показательны несколько моментов. Во-первых, понятно, что мистер Каан действительно расчувствовался и действительно хотел как лучше для девочки, которая вся такая маленькая и беззащитная посреди нищеты и разорения. Но, даже расчувствовавшись, Джеймс Каан остается бизнесменом: нет, чтоб, размазывая слезы, сделать семье королевский подарок: нате, берите кучу денег, постройте себе дом, купите девочке игрушек лекарств и пошлите ее в самую лучшую школу, когда вырастет. Однако же вместо этого он свои, семейные интересы не забывает: у родного брата с женой не получается завести ребенка, а тут есть возможность ему помочь. Более того, он остается бизнесменом хватким: для семьи из пакистанской разрушенной деревни семьсот фунтов - большие деньги, а вот для миллионера Каана это копейки. Но даже сквозь эмоциональную пелену Каан помнит разницу и не предлагает семье сто тысяч фунтов, а всего лишь сто тысяч рупий. С них и этого хватит.
Но самое важное, на мой взгляд, заключается в том, что всю истории пытаются сфокусировать вокруг интересов ребенка: что лучше для младенца, что хуже для младенца. Общину с культурной средой еще какую-то приплели. Если смотреть только на это, то можно вполне понять Каана: ну действительно, где у маленького ребенка больше шансов на круглосуточную заботу, уход и счастливое будущее: в большой нищей семье, пусть даже с любящими родитями, или в богатой семье, где муж с женой извелись, как хотят ребенка? Это если исключительно математически-статистически подойти к вопросу и думать только о том, что для ребенка лучше.
Однако пока еще, слава Богу, в таких вопросах учитывают интересы родителей. У родителей пока что тоже еще есть права. Пока еще не отняли у родителей юридическое и моральное право оставлять себе собственного ребенка. Даже если понятно сразу после рождения, что этот ребенок недополучит материальных благ, которые он получил бы в более обеспеченной семье. Но родные бедные родители пока что еще имеют приоритет над приемными, уже стоящими наизготовку, помахивая банковским счетом, который открыл бы ребенку несравненно больше возможностей в жизни.
Сколько это "пока" будет продолжаться, я не знаю. То есть я надеюсь, что оно будет продолжаться всегда. Но у меня вызывают подозрения некоторые тенденции в обществе, ставящие исключительно интересы детей на первое, второе, третье и так далее место, а интересы родителей задвигающие при этом на задний план. Особенно, когда они сопровождаются уверенностью, что про интересы детей гораздо лучше знают специально выделенные для этого дяди и тети, а эгоистичные родители вообще ничего не понимают и пусть лучше молчат в тряпочку.
При таких тенденциях, в один прекрасный день предложение "Продайте мне Вашу девочку, ей у меня будет лучше, потому что у вас на нее денег нет" будет звучать высокоморально. Это будет практически долг каждого гражданина, забота об интересах детей.
Так что история общественного возмущения вокруг предложения миллионера Джеймса Каана меня, в какой-то мере, порадовала.