На днях британский военный суд приговорил сержанта Александра Блэкмена к пожизненному заключению за убийство талиба во время военных действий в провинции Гильменд. ( определено, что минимальный срок который Блэкмен проведет в тюрьме, перед тем как может подать прошение о досрочном освобождении - 10 лет) Кроме того, суд отказал Блэкмену в праве сохранить анонимность. ( До этого решения, в прессе его дело обозначали, по обычаю, "дело сержанта А"). Блэкмен боролся за это право год, предполагая, что обнародование его имени и деталей биографии поставит его семью под угрозу. Однако суд постановил, что в интересах гласности детали дела должны быть известны общественности.
Этот случай меня поразил, чем именно я попытаюсь объяснить ниже. Сначала пусть идут факты, как их цитирует пресса:
Сержант морской пехоты Александр Блэкмен, 39 лет, был командирован в афганскую провинцию Гильменд в 2011 году. До этого Блэкмен прослужил 15 лет, в Северной Ирландии, Ираке и Афганистане, везде положительно зарекомендовав себя.
Служба в Гильменде проходила в особенно тяжелых условиях, пехотинцы подвергались постоянным атакам талибов, несколько сослуживцев Блэкмена погибли, другие были изувечены. Цитируется эпизод, когда после очередной атаки талибы вывесили на дерево "трофей" - оторванную ногу одного из раненых товарищей Блэкмена.
Пятнадцатого сентября 2011 года в Гильменде Блэкмен в составе группы из трех патрульных находился на задании в горах. У одного из патрульных на шлеме был закреплен видеофиксатор, в прессе отмечается, что это было вопреки приказу.
В ходе выполнения задания патрульные заметили сторонника движения «Талибан», который был тяжело ранен во время воздушной атаки вертолета на позиции боевиков. Александр Блэкмен подошел к раненому и в упор расстрелял его, сопроводив свои действия словами "Стряхни одежды плоти, ублюдок. Вы тоже самое сделали бы с нами." ( первая фраза, "shuffle off this mortal coil" - цитата из монолога Гамлета)
После этого Блэкмен повернулся к товарищам со словами "Это ведь никуда не пойдёт? Я только что нарушил Женевскую конвенцию".
Он ошибся: через несколько месяцев на запись этого эпизода наткнулся кто-то в военной полиции. Немедленно началось расследование. Три морских пехотинца предстали перед судом. Двое, включая того, кто нес видеофиксатор, были оправданы.
Александру Блэкмену было предъявлено обвинение в убийстве военнопленного.
Сержант не стал отрицать расстрел, хотя утверждал, что посчитал сбитого боевика уже мертвым. Блэкмен назвал цитирование Шекспира «глупой бравадой» и принес извинения Королевской Морской Пехоте за свои действия.
Юристы признали его виновным в убийстве. Судья в заключительной речи отметил, что Блэкмен обязан был позаботиться об афганском военнопленном, вместо этого он отнесся к умирающему с презрением и хладнокровно казнил его, таким образом он предал свое отделение и всех служащих британской армии в Афганистане, бросив тень на их репутацию. Помимо пожизненного заключения, Блэкмена церемониально с позором выгнали из Королевской Морской Пехоты.
В поддержку Блэкмена организована петиции, собравшая на сегодняшний день десять тысяч голосов.
А теперь я порассуждаю тут с дивана, окей? Не в моем духе требовать выдать Блекмену медаль вместо пожизненного заключения. Но уровень лицемерия и абсурда в этом деле просто зашкаливающий. Абсурд здесь в том, что Блэкмэн находился в одной реальности, а судят его по законам совершенно другой.
Западная Европа живет комфортной, безопасной и долгой жизнью. Большинство граждан за свою жизнь не подвергаются ни насилию и лишениям. Ну хорошо, большинство граждан принадлежащих к более ли менее обеспеченным слоям, таким как либеральные читатели и писатели в газеты типа Guardian, ни разу не подвергались ни насилию ни лишениям, для них кошечка запертая в мусорном бачке - новость дня, недостаточная чувствительность работодателей к гендернонедоопределившимся - повод для возмущения. Нет, это прекрасно, кроме шуток. Это удивительное достижение нашей цивилизации, хрупкое и красивое как слой пыльцы на крыльях бабочки, в таких пропорциях беспрецедентное в истории человечества.
В это же время даже не на другом конце света несколько тысяч граждан из Западной Европы воюют в стране, где лишения, кровь, боль, грязь, смерть, увечье, жестокость и ужасы - ежедневное явление(гораздо более привычное в истории человечества).
И вот человека войны, совершившего проступок в той реальности, осудили по стандартам нашей, той которая с кошечками.
Я не собираюсь бить ни себя ни других пяткой в грудь, мол "они там воюют за нас тут". Я не понимаю, за кого они там воюют. И считаю, что их вообще не надо было туда посылать. Но сейчас ситуация такая, что и отозвать их всех полностью уже ничего не исправит ни для одной из сторон. Хаос, как ни прикинь. Очевидно одно - британские солдаты в Афганистане участвуют в войне. В которой кровь, боль, грязь и прочие существительные, которые я со своего мирного дивана даже боюсь представлять. Но постойте, очевидно ли? А вот и нет! Оказывается, британские солдаты в Афганистане участвуют не в войне, а в установлении либеральных и демократических ценностей среди местного населения, демонстрируя на собственном примере гуманизм, благородство, уважение к врагу и прочие женевские конвенции. И тот факт, что воющие с ними талибы женевские конвенции кое на чем вертели, никак не должен влиять на поведение британских солдат при встрече лицом к лицу с талибами.
Даже после месяцев военного ада, британский солдат обязан был следовать точно тому же моральному кодексу, что и журналист газеты Гардиан. То есть порхать бабочкой, оберегая драгоценную пыльцу на крылышках. Глядишь, и талибы пыльцу наростят и рядом запорхают. То-то будет благодать.
Но все портят такие как сержант Александр Блэкмэн. Демонстрируют жестокость к врагу, бросая тень на репутацию западных миротворцев на ближнем востоке. От, скажем, атак дронов по мирному населению тени на этой репутации не было. Слишком много важных политических фигур пришлось бы к суду привлекать, хлопот не оберешься. А вот от действий одного сержанта - совсем другое дело. Одного сержанта удобно использовать как показательный пример того, как справедливый запад обращается с теми, кто не дорос до высоких гуманистических идеалов. Чтобы талибы поняли, что западные идеалы - о-го-го какая силища! (а вовсе не вертолеты Apache, скажем)
Идеалы причем все продолжают расти в высоту, так что вряд ли до них вообще есть шанс дотянуться. Последний виток роста идеалов - это полная открытость информации. Съемка эпизода с Блэкменом была обнаружена случайно. И не стерта, а использована для расследования. Потому что идеалы. И не для тайного расследования, а для открытого. Потому что идеалы. И имя Блэкмена обнародовано. Потому что идеалы. После чего его семье тут же пообещали организовать защиту от возможных аттак террористов. Но что ж поделаешь, когда идеалы.
Судья еще и объяснил Блэкмену, что теперь, когда о его поступке стало известно общественности, он должен понимать, что он поставил под удар товарищей оставшихся в Афганистане - атаки талибов жаждущих мести, участятся.
Но не делать же дело секретным? Ведь идеалы же.
На этом у меня все,
Ваша бабочка
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →