Отрывок из черноватенького комедийного сериала Armando Iannucci Show, эпизод Communication, как нельзя лучше демонстрирует одну препечальнейшую особенность английских мужчин принадлежащих к рабочему классу.
Они, бедные, в массе своей неспособны "качать права". Бояться улучшить ситуацию здесь и сейчас, даже если это мелочь, потому что им кажется, что выйдет неловко. Didn't want to make a fuss - не просто классическое английское выражение, а вообще слоган. По моим наблюдениям, это касается по большей части мелких бытовых ситуаций вне рабочих контекстов: на работе все-таки дело другое, там уже есть куча правил, которые качание прав защищают и предписывают, так что там можно и повыеживаться.
А в быту - ну тюхли какие-то, прости господи. Даже жалко их.
Не раз наблюдаю, как боятся попросить официанта пересадить их за другой столик, например подальше от шумной компании; будут сидеть в полупустом ресторане и морщиться от раскатистых "буга-га-га" каждые пять секунд, но пересесть подальше - неловко, это же make a fuss! (Своих спутников я обычно спасаю от такой ситуации, сначала слышу протесты, потом уже благодарность)
Или, недавний пример, в супермаркете, куда все заходят утром перед работой, стояла очередь в автоматические кассы, одна из касс не работала, мигало там что-то. Очередь из-за этого, естественно, замедлилась. Ну а че делать, стоят все и ждут, пока оставшиеся кассы освободятся. Потом одна моложавая женсчина средних лет (не будем указывать пальцем кто, хе-хе) вышла из очереди, подошла к автомату, определила по сообщению на экране, что надо делать, чтоб он снова заработа - и он снова заработал.
Честно скажу, я сама бы этот эпизод не запомнила совершенно, но через пару дней один из каких-то новых коллег наткнулся на меня в коридорах организации и стал мне говорить, что я - его новый герой: все стояли и ждали, а я пошла и сделала. Жду теперь предложений позировать на мотивационный постер, а че.
Или вот, следующий эпизод я как раз запомнила очень хорошо. Компания из 8 человек, между собой знакомы только шапочно, ждали мы все наш обычный междугородний автобус, оказалось он опаздывает на 3 часа. Посовещались и решили вызвать такси, на 8 человек получается приемлемо по цене. Такси доедет до самого центра города, куда обычно доезжает автобус. По дороге, пока едем, я предлагаю попросить таксиста, чтобы он остановился в определенном месте, не доезжая до центра, потому что я знаю, что многие выходят по дороге, включая меня. Все это на прямой, сворачивать никуда не надо. Но ребята, которые поближе к водителю сидят, говорят мне, да нет, не надо, мы ему сказали вот туда-то доезжаем, а сейчас не будем просить остановиться, он может тогда еще больше запросит или откажется. Я говорю, ребята, ну спросить-то его можно? Это ж частное такси, не автобус, ну скажет нам "нет", так и будет нет. Ой, говорят, we don't want to make a fuss. Так как мы друг с другом не знакомы и сама я от таксиста сидела дальше всех, я настаивать не стала. Так и проехали мимо цели за свои же деньги, ну не тюхли?
Или вот еще, есть такие люди, которые любят громко разговаривать в общественном транспорте. В некоторых поездах есть специальные вагоны, на которых написано quiet zone. Но, бывает,пассажиры не замечают этого. А некоторые может и замечают, но игнорируют. Так вот я обычно не стесняюсь обратить их внимание на это. Это если разговор громкий и мне мешает. А бывает, что я сижу и жду, мне интересно, скажет ли им кто-нибудь что-нибудь или нет. Не говорят. Бояться неловкости? Но ведь это вагон такой, я не личную свою преференцию высказываю, а обращаю их внимание на правило. Кстати, на мои просьбы обычно реагируют вполне адекватно. Не припомню эпизодов, чтобы я пожалела, что вмешалась. Я вообще активный сторонник прямой коммуникации.
Тут все-таки примечательно, что вот именно working class male скорее всего не вмешается ни во что и будет тихо молчать себя в тряпочку. Working class, кстати, определяется не только профессией, но и происхождением. То есть человек может работать инженером или программистом, но если он происходит из семьи working class, то подобное отношение у него сохранилось с младых ногтей.
Остальные категории граждан реагируют по-другому.
Например, представители chavs, особенно женщины, они как раз дважды не думают, а сразу поднимут шум и гам, причем на пустом месте.
Те же, кто принадлежат к middle class, те тоже скорее вмешаются в ситуацию, если им дискомфортно, у них ведь entitlement в крови. Но они не столько шум и гам поднимут, сколько выскажут свое неподдельное удивление, что кто-то не удовлетворяет их запросы. Представьте себе хирурга в операционной, протягивающего не глядя руку за очередным скальпелем - и тут ему никто скальпель почему-то не подал. Первая его реакция - шок, как такое даже может быть? Вот такая реакция у middle class, когда им не подали по первому требованию. Мы очень в вас разочарованы, ну просто очень. Поторопитесь же восстановить о себе хорошее мнение, ну побыстрее же, ну.
Ну и разумеется, наш брат иммигрант, он вездесущ, наш брат иммигрант вносит свое понимание ситуации и оптимальных методов реагирования на нее. В лучшем случае это происходит все-таки с поправкой на особенности местного населения. Айм сори, икскьюз ме, плиз, сэнк ю, а не просто "вай расселись хиер как пигз? "
Эффективной коммуникации всем желаю.