Обстановка во многих компаниях такая, что ключевых работников нещадно используют, причем часто даже не самым умным образом, то есть буквально бездарно сливают ресурс в никуда. Над теми кто что-то производит или обслуживает часто разрастается целая структура менеджмента и администрации, и далеко не все в этой структуре полезны и вообще нужны. Ошибки высшего эшелона менеджмента часто отражаются на условиях труда или даже рабочих местах подчиненных, в то время как сам напортачивший руководитель нередко получает огромную компенсацию уходя. Во многих компаниях добровольная текучка кадров такая, что за несколько лет коллектив может поменяться чуть менее чем полностью; иные же сектора подвергаются бесконечным реструктуризациям и ежегодным сокращениям кадров - и часто сокращают не только тех, кто только что пришел, а и тех, у кого хорошие должности, опыт и зарплаты, так как на таких выйдет лучше сэкономить.
Кроме того, тезис про то, что незаменимых людей нет, сейчас верен как никогда, причем здесь есть интересная закавыка, которую то ли не замечают то ли игнорируют некоторые идеалисты верящие что прокачанные скиллы спасут их от любой напасти: даже супер классный специалист заменим, но не потому что на каждого суперклассного найдется суперее и класснее. А потому что далекому от практики руководству видится, что этого специалиста можно заменить отнюдь не классным, а совершенно посредственным и недорогим недоспециалистом, затем ожидать, что новичок каким-то волшебным образом, возможно при помощи остального коллектива (уже и так перегруженного) быстро станет суперклассным, затем, когда этого не случится, списать все проблемы на посторонние факторы и вскорости перейти на другой проект или в другой отдел, объявить очередную реструктуризацию и так далее. Причем этот трюк можно проделывать немалое число раз, особенно если речь не идет о деятельности с серьезными последствиями, типа опасности для жизни и так далее. Ну стал отдел работать хуже, ну у всех прибавилось работы, ну может быть завалили проект, ну может надо перелопатить и переделать все документы, где-то покаяться, где-то понести убытки, но никто же не умер? Вот и славно! Завтра будет лучше чем вчера. Продолжаем сокращения, перестановку кадров, найм и аутсорсинг в том же духе.
Так вот на фоне всего этого, какая еще нафиг дефолтная верность работников своей организации? Это организация должна заслужить верность работников.
Мне наверное повезло с тем, что в моей карьере встречались организации в которых отрицательные моменты как выше были сведены к минимуму, положительные же моменты преобладали. Это совершенно реально - действительно ценить и уважать своих сотрудников! Я видела это своими глазами, и больше одного раза. Интересно, что в таких организациях патетичных воззваний о преданности организации и делу практически не было, как не было и метафорических пинков, а вместо этого было довольно много похвалы как коллективу в целом так и отдельным работникам. И в таких организациях ощущение loyalty возникает само по себе. Особенно в одной организации в которой мне повезло работать, весь коллектив всегда очень тепло отзывался о компании, о менеджменте, об атмосфере. Это прекрасное ощущение.
В противоположных же организациях я часто сталкивалась с ситуацией, когда перед лицом кризиса самое паршивое подхалимное начальство становилось в позу и проникновенным голосом вещало, что да, нынче всем не легко, но мы бодро несем знамя, у нас такая профессия, которая по призванию, и прочее и прочее... В то же время откровенно агрессивное более высокое начальство собирало работников и заявляло в микрофон что-то вроде "а что вы еще хотели? с такими показателями (к которым работники не причастны непосредственно) скажите нам спасибо что у вас вообще работа есть!" Ну и были еще промежуточные варианты, в организациях помельче, которые я называю про себя "крысиный король в голове". Это когда мышление у руководителя о том что хорошо и что плохо уже просто настолько перекрученное и запутанное, что чем больше ты пытаешься разобраться в его логике, тем сильнее тебе становится не по себе, и нафиг, нафиг.
В то же время, и в этом суть текста, я ни в коем случае не хочу сказать, что отсутствие рабской верности и преданности неприятной по всем пунктам организации означает, что даже в такой организации следует проводить свои рабочие дни ковыряясь в носу или передавая секреты конкурентам в особых конвертиках.
То, чего любая организация вправе требовать от меня с первого дня и что я несомненно исполню, покрывается емким английским словом - "compliance", то есть соблюдение требований. Выполнение обязанностей указанных в контракте, выполнение распоряжений менеджмента, действия соответственно регламенту, соблюдение сроков и договоров так далее. Слава богу, пока что энтузиазм в текстах контракта не прописывают, потому что тут моей compliance пришел бы конец. Но все остальное я готова выполнять.
Но более того, одним 'compliance' не обойдешься. Любой мало-мальски адекватный специалист должен требовать этой самой верности от самого себя . Но. Это должна быть верность не организации, а верность профессии. Верность своей профессии предполагает и качественную работу и вежливое отношение к клиентами/коллегам, и регулярное повышение квалификации. И иногда необходимость сделать больше чем указано в контракте - но только потому что мне так хочется и в контексте моего профессионального опыта видится правильным, а не потому что босс толкнул прочувствованную речь.
Таким образом, можно быть добросовестным и ценным сотрудником, не испытывая рабской преданности перед сонмом "хозяев". И не определяя свое 'я' через компанию на которую работаешь. И не бояться уйти, если организация оказалась совершенно невыносимая, потому что знаешь, что найдется другая и получше.