В очередной раз с прискорбием убедилась, что совсем небольшое количество учащихся на наших английских курсах обладают тем, что на околонаучном языке называется "механизмы целеполагания". (более широкий английский термин: metacognitive skills)
На все госкурсах в Британии есть такая обязательная административная фишка, от которой не отвертеться - Individual Learning Plan. Типа учащийся вместе с преподавателем составляют для себя такой план из нескольких пунктов, что они хотят достичь за время курса и как именно они будут это делать, причем с индивидуальным оттенком, то есть надо чтобы в группе хотя бы у некоторых студентов планы не были написаны под копирку.
В основном преподаватели эти индивидуальные планы считают ерундой и тратой времени, поэтому заполняют его быстренько, предлагая студентам выбрать цели и задачи из заранее заготовленного списка, потом быстренько подписывают (подпись студента - вот самый важный элемент этого плана, остальное фигня), убирают в стопочку до следующего "ревью" в конце семестра и вздыхают спокойно. А студенты так вообще об этом забывают напрочь.
Но бывает на какого-то препода - внезапно! - нападает охота сделать этот процесс "meaningful". И тогда начинаются метания и терзания: как бы так досконально выяснить с каждым студентом, на чем именно он хочет сфокусироваться, и как бы это вписать в план, чтобы это было умнО и индивидуально, и всяко полезно, и вообще.
Я такие внезапные метания наблюдала у нескольких коллег в нескольких заведениях несколько раз (их можно узнать по слову "meaningful", которое одержимый препод вдруг начинает очень эмфатически повторять, размахивая бумажкой с логотипом заведения ) и обычно просто ждала, когда это у человека пройдет, потому что оно проходит, ибо все проходит... И тут вдруг в этом году эта охота напала на меня.
В этом году я веду курсы только онлайн, что уже предполагает больше самостоятельности и учащихся, и документик с планом соответственно тоже онлайновый, то есть студент его может посмотреть в любой момент и напомнить себе что они там с преподавателем напланировали, и вот я и подумала, а что если сделать заполнение этого плана "meaningful", a?, a?
Ну что за напасть!
Короче, забегая вперед скажу, что эксперимент мой в общем и целом провалился, так же как и у всех моих переживших подобное коллег, и в процессе выяснилось кое-что вполне предсказуемое: у большинства моих взрослых учащихся очень слабые механизмы целеполагания, когда дело касается собственно учебы, и просто одним задушевным разговором и правильно составленным списком вариантов этого не исправишь. В профессиональном плане эти навыки у них, вполне возможно, развиты гораздо лучше. Хотя большинство моих студентов не хватают звезд с неба и в этом отношении (а иные так вообще вместо работы пожизненные хозяйки - мамы нескольких детей, но это вообще отдельная тема)
Как же я выяснила, что проблема - в установках студентов, а не в том, что меня надо сцаными тряпками гнать из профессии? Ну очень просто - провела целый интерактивный урок на эту тему. Обсудили то, что бывает "цель" разного масштаба, от очень большой и размытой (Например, вот это вечное: "улучшить мой английский." Обожаю! ) до маленькой и конкретной (Например, правильно расставлять,
Поговорили и том, что для того, чтобы выбрать реалистичную цель, надо реалистично посмотреть на то, что уже умеешь делать и чего не умеешь. А для этого, в частности (о, я конечно не навязываю, всего-лишь предлагаю как вариант) можно было бы почитать комментарий преподавателя на последние несколько своих работ, в которых выделены одни и те же ошибки. Ну ведь правда можно? Хотя я конечно не навязываю, а всего-лишь предлагаю как вариант.
Также мы обсудили, что светлая цель это хорошо, но так же важны "шаги" к этой цели, то есть конкретные действия, желательно регулярные. И разумеется мы составили большой список различных конкретных и всяко полезных действий, например "читать одну статью в [...] каждое утро", "смотреть одно видео на ютьюбе в день, сначала без субтитров, потом с субтитрами", "проходить один quiz вот на этом сайте каждый день", "составлять список новых слов после каждой прочитанной главы и перечитывать его перед новой главой" и так далее. Тут от предложений просто отбою не было! Как же люди любят советы! Другим.
И еще мы поговорили, что шаги должны соответствовать цели, то есть, например, если цель у студента уровня Advanced - расширить свой словарный запас, то конкретное действие "болтать каждый день с моей английской соседкой не менее 20 минут" едва ли поможет достижению этой цели, разве что соседка - профессор университета и каждый раз будет рассказывать о своих последних исследованиях (И это уже не говоря о том, что я аж заволновалась за бедную соседку: она-то сама в курсе, что стала частью чьего-то учебного плана?)
Ну и что вы думаете, граждане? Вы же не думаете, что студенты после этого пошли и написали себе конкретные цели и конкретные же задачи после этого урока? Конечно же нет! Большинство студентов написали все то же и все так же: Цель "Свободно общаться на английском/сдать экзамен". Шаги к цели "больше говорить", "выучить много слов", "улучшить грамматику"...
Нет, ну пара человек из каждой группы очень неплохо написали. Это те люди, которые до уровня Upper Intermediate дошли почти с нуля года за три. А вот те, которые это сделали за пятнадцать лет - эти по-прежнему запланировали улучшить свой английский мучая соседку по двадцать минут в день.
И на этом моя одержимость "meaningful" индивидуальными учебными планами закончилась, как и следовало ожидать.
С другой стороны, вот у меня прекрасные metacognitive skills когда дело качается учебы, за пятнадцать лет жизни в UK три диплома и полдюжины сертификатов - и что?
От большого ума - сплошные разочарования, что все вокруг делают все не так и не то.
Лучше б пирожки пекла.