безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

вижу цель, не вижу больше ничего

Немного учительского ворчания:

В очередной раз с прискорбием убедилась, что совсем небольшое количество учащихся на наших английских курсах обладают тем, что на околонаучном языке называется "механизмы целеполагания". (более широкий английский термин: metacognitive skills)

На все госкурсах в Британии есть такая обязательная административная фишка, от которой не отвертеться - Individual Learning Plan. Типа учащийся вместе с преподавателем составляют для себя такой план из нескольких пунктов, что они хотят достичь за время курса и как именно они будут это делать, причем с индивидуальным оттенком, то есть надо чтобы в группе хотя бы у некоторых студентов планы не были написаны под копирку.

В основном преподаватели эти индивидуальные планы считают ерундой и тратой времени, поэтому заполняют его быстренько, предлагая студентам выбрать цели и задачи из заранее заготовленного списка, потом быстренько подписывают (подпись студента - вот самый важный элемент этого плана, остальное фигня), убирают в стопочку до следующего "ревью" в конце семестра и вздыхают спокойно. А студенты так вообще об этом забывают напрочь.

Но бывает на какого-то препода - внезапно! - нападает охота сделать этот процесс "meaningful". И тогда начинаются метания и терзания: как бы так досконально выяснить с каждым студентом, на чем именно он хочет сфокусироваться, и как бы это вписать в план, чтобы это было умнО и индивидуально, и всяко полезно, и вообще.

Я такие внезапные метания наблюдала у нескольких коллег в нескольких заведениях несколько раз (их можно узнать по слову "meaningful", которое одержимый препод вдруг начинает очень эмфатически повторять, размахивая бумажкой с логотипом заведения ) и обычно просто ждала, когда это у человека пройдет, потому что оно проходит, ибо все проходит... И тут вдруг в этом году эта охота напала на меня.


В этом году я веду курсы только онлайн, что уже предполагает больше самостоятельности и учащихся, и документик с планом соответственно тоже онлайновый, то есть студент его может посмотреть в любой момент и напомнить себе что они там с преподавателем напланировали, и вот я и подумала, а что если сделать заполнение этого плана "meaningful", a?, a?

Ну что за напасть!

Короче, забегая вперед скажу, что эксперимент мой в общем и целом провалился, так же как и у всех моих переживших подобное коллег, и в процессе выяснилось кое-что вполне предсказуемое: у большинства моих взрослых учащихся очень слабые механизмы целеполагания, когда дело касается собственно учебы, и просто одним задушевным разговором и правильно составленным списком вариантов этого не исправишь. В профессиональном плане эти навыки у них, вполне возможно, развиты гораздо лучше. Хотя большинство моих студентов не хватают звезд с неба и в этом отношении (а иные так вообще вместо работы пожизненные хозяйки - мамы нескольких детей, но это вообще отдельная тема)

Как же я выяснила, что проблема - в установках студентов, а не в том, что меня надо сцаными тряпками гнать из профессии? Ну очень просто - провела целый интерактивный урок на эту тему. Обсудили то, что бывает "цель" разного масштаба, от очень большой и размытой (Например, вот это вечное: "улучшить мой английский." Обожаю! ) до маленькой и конкретной (Например, правильно расставлять, млять, элементарнейшую пунктуацию на уровне, млять, Upper Intermediate) или даже очень-очень маленькой и очень-очень конкретной (Например, научиться, наконец-то, говорить "I agree" вместо I'm agree. Паубывала б!!!)

Поговорили и том, что для того, чтобы выбрать реалистичную цель, надо реалистично посмотреть на то, что уже умеешь делать и чего не умеешь. А для этого, в частности (о, я конечно не навязываю, всего-лишь предлагаю как вариант) можно было бы почитать комментарий преподавателя на последние несколько своих работ, в которых выделены одни и те же ошибки. Ну ведь правда можно? Хотя я конечно не навязываю, а всего-лишь предлагаю как вариант.

Также мы обсудили, что светлая цель это хорошо, но так же важны "шаги" к этой цели, то есть конкретные действия, желательно регулярные. И разумеется мы составили большой список различных конкретных и всяко полезных действий, например "читать одну статью в [...] каждое утро", "смотреть одно видео на ютьюбе в день, сначала без субтитров, потом с субтитрами", "проходить один quiz вот на этом сайте каждый день", "составлять список новых слов после каждой прочитанной главы и перечитывать его перед новой главой" и так далее. Тут от предложений просто отбою не было! Как же люди любят советы! Другим.

И еще мы поговорили, что шаги должны соответствовать цели, то есть, например, если цель у студента уровня Advanced - расширить свой словарный запас, то конкретное действие "болтать каждый день с моей английской соседкой не менее 20 минут" едва ли поможет достижению этой цели, разве что соседка - профессор университета и каждый раз будет рассказывать о своих последних исследованиях (И это уже не говоря о том, что я аж заволновалась за бедную соседку: она-то сама в курсе, что стала частью чьего-то учебного плана?)

Ну и что вы думаете, граждане? Вы же не думаете, что студенты после этого пошли и написали себе конкретные цели и конкретные же задачи после этого урока? Конечно же нет! Большинство студентов написали все то же и все так же: Цель "Свободно общаться на английском/сдать экзамен". Шаги к цели "больше говорить", "выучить много слов", "улучшить грамматику"...

Нет, ну пара человек из каждой группы очень неплохо написали. Это те люди, которые до уровня Upper Intermediate дошли почти с нуля года за три. А вот те, которые это сделали за пятнадцать лет - эти по-прежнему запланировали улучшить свой английский мучая соседку по двадцать минут в день.

И на этом моя одержимость "meaningful" индивидуальными учебными планами закончилась, как и следовало ожидать.

С другой стороны, вот у меня прекрасные metacognitive skills когда дело качается учебы, за пятнадцать лет жизни в UK три диплома и полдюжины сертификатов - и что?
От большого ума - сплошные разочарования, что все вокруг делают все не так и не то.

Лучше б пирожки пекла.

Tags: училковое, языки
Subscribe

  • Alea iacta est

    Я уже писала на этой неделе, насколько я футболом не интересуюсь, и как мне повезло что мой английский муж тоже. Муж вообще считает что болеть за…

  • Трэш-ТВ или Очередная порция ОЧЕНЬ оригинальных наблюдений

    Я в очередной раз подсела на очередной первостатейный трэшачок: реалити-шоу "Четыре Свадьбы". На ютьюбе легко найти большинство выпусков. Вы-то сами,…

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Alea iacta est

    Я уже писала на этой неделе, насколько я футболом не интересуюсь, и как мне повезло что мой английский муж тоже. Муж вообще считает что болеть за…

  • Трэш-ТВ или Очередная порция ОЧЕНЬ оригинальных наблюдений

    Я в очередной раз подсела на очередной первостатейный трэшачок: реалити-шоу "Четыре Свадьбы". На ютьюбе легко найти большинство выпусков. Вы-то сами,…

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…