безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

Все ли учатся одинаково? или Что надо знать преподавателю про своих студентов (начало)

В обучении конкретному предмету очень распространен конфликт между желанием или требованием от преподавателя "индивидуального подхода" к каждому учащемуся и реальностью. На реальность влияют такие факторы как количество учащихся в группе, количество занятий, которые преподаватель должен провести за день, объем другой, "закадровой" работы, которую должен сделать преподаватель ( и вы удивитесь, но не вся она бесполезна и бессмысленна, кое-что как раз очень важно, типа заполнения журнала и проверки письменных работ) а также, иногда, другие требования и правила конкретного учебного заведения, даже некая установленная "этика и философия" этой организации: учим вот так и не иначе.

Даже в обучение по модели 1:1, где, казалось бы, все должно быть исключительно индивидуально и подстроено под ученика, могут вмешаться такие аспекты как то же самое количество этих индивидуальных часов, которое преподаватель проводит в день - если уроки у него проходят с утра до ночи, то едва ли они каждый раз готовят абсолютно уникальный и неповторимый урок для одного учащегося, который потом никогда и нигде не пригодится. Но все-таки, бесспорно, в такой модели внимания к индивидуальному намного больше. Тем не менее модель 'обучение в группе" никуда не девается уже много лет, и даже при Ковиде многие выбирают ее (вживую или онлайн) и продолжат выбирать когда пандемия пойдет на спад ( она же пойдет на спад хоть когда-нибудь?)

Ну тут возникают такие интересные вопросы: Реален ли вообще индивидуальный подход в группе? И вообще, насколько ли он необходим? И что должен знать преподаватель о своих студентах, чтобы помочь им выучиться?

То, что я напишу ниже применимо и к другим предметам но я описываю предмет 'иностранный язык" и обучение взрослых потому что я хорошо его знаю.



В методической литературе по обучению языкам разделяют такие понятия как "что студент хочет" (как студент себе это представляет) и "что студенту необходимо" (как это представляет преподаватель). Есть и более научные термины, но я намеренно избегаю более академических терминов в контексте этого поста.

Для реально эффективного обучения важно и то другое, но также важно понимать разницу и не ставить знак равенства между "хотелками" и "необходимками"

"Что студенту необходимо" - с этим как раз разобраться проще, ну во всяком случае с моей профессиональной точки зрения. Разумеется, я рассуждаю о тех ситуациях где преподаватель – это специалист с гибким мышлением, а не какой-нибудь невменяемый упертый динозавр или же некое юное создание которой вообще все дофига "потому что те деньги что вы мне тут якобы платите это просто смешно и я не обязана вам тут выкладываться". Я за дефолт беру преподавателя-профессионала (их очень много!)

Так вот, обычно преподаватель, чтобы понять что конкретному студенту необходимо, отталкивается в первую очередь от некоего "потолка". Если студент готовится к определенному экзамену, это гораздо проще, потому что просто берутся критерии этого экзамена, сравниваются с тем, что студент уже в состоянии делать, и выясняется в каких аспектах ситуация лучше а в каких хуже.

Если же студент просто огульно улучшает свой уровень, то тоже не беда, потому что уровни владения языком и их критерии много где описаны, есть уровни CEFR и подобное. Все это дело широко тестируется ( с переменным успехом, но это отдельная тема), как стандартными тестами, так и самими преподавателями в начале курса. Определяется общий уровень владения языком, допустим pre-intermediate, и дальше уже понятно, что именно надо выучить и улучшить чтобы достичь следующего по списку уровня, intermediate. Также определяется, есть ли у этого студента на его сегодняшнем уровне какие-то особенно слабые места. Допустим, у студента может быть словарь вполне соответствующий уровню, а вот грамматика похуже. Или произношение ужасное. Или читает человек нормально для этого уровня, а вот аудирование - намного слабее. То есть тут определяется то, что надо 'подтянуть'.

В этом собственно и состоит костяк того 'что студенту нужно' с точки зрения преподавателя, и многим кажется что на этом и все.

Но на мой взгляд, и я здесь не сильно оригинальна, потому что опираюсь на работы современных методистов, еще студенту нужны 'autonomous study skills': такие вещи как оценка задачи, адекватная оценка собственных средств и возможностей, постановка конкретных целей, определение стратегии, ее примемение, рефлексия, корректировка и так далее. Обычно это все изображается в виде, не смейтесь, колеса, как процесс происходящий циклично. Термины нарисованные на этом колесе или круге могут отличаться, но суть та же.

Я сама некоторое время, рассматривая эти разноцветные "колеса" на постерах на стендах колледжей, раздражалась, считая это чем-то наносным, лишним, и чуть ли не бюрократическим - и в том виде в каком это внедрялось, нередко так и было. Но с опытом и новыми знаниями я резко поменяла свое мнение. Я уже и раньше писала и сейчас пишу - да, можно в итоге выучиться и без этого всего, взять чисто прилежанием, потраченным временем, и доскональным выполнением инструкций учителя. Но люди с autonomous study skills - это небо и земля по сравнению с теми, кто ждет, что им учитель велит, а без этого ни вправо ни влево. Ну во всяком случае в обучении языкам так точно.

Примеров первых я видела много, они всегда радуют: я аж все имена помню, настолько это запоминающиеся студенты. Что касается второго, я нередко наблюдала нечто подобное у студентов из таких стран как Корея и Япония. Большинство были очень даже умненькие молодые люди, внимательные, прекрасно проходящие тесты, и вообще хорошо выполняющие задания на рецепцию, например, когда надо текст понять и ответить на вопросы. Но было ужасно обидно, что они при этом довольно пассивны и прогресс у них был соответственно, "отсюда и до обеда".

Но это, кстати, еще не самые пессимистичные примеры, потому что бывают случаи совершенно монструозной несамостоятельности.

Была у меня одна студентка, женщина за пятьдесят, я ее учила в одном заведении примерно в начале своей карьеры в UK, а потом в другом заведении в прошлом году. И, что 10 лет назад, что год назад, она делала одно и то же: спрашивала меня "Я сделала пункт номер один из упражнения, что мне делать теперь? Я сделала пункт номер два из упражнения, что теперь? " или "А вот тут написано: напишите мейл своей подруге про свой класс. Я не знаю что писать, у меня нет идей, что мне писать?". Но при этом она очень хотела учиться, и двадцать лет она переходила из одного заведения в другое, проходя один и тот же уровень, пересдавая один и тот же экзамен...и таки да, за двадцать лет она прошла от уровня Beginner до уровня Upper Intermediate и на нем она уже застряла лет на пять, потому что чем выше уровень, тем важнее самостоятельность. Она стала уже легендой и преподаватели передавали ее друг другу в конце курса со словами сочувствия, после чего убегали в ночь, смеясь и подпрыгивая. И когда она вдруг нашла работу, которая она не могла совмещать с учебой, и ушла, в заведении был мини-праздник с танцами, вот такой мы черствый народ, преподаватели.

Но вообще этот случай необычный, потому что обычно такой уровень несамостоятельности приводит к тому, что человек не в состоянии усвоить вообще ничего нового, или вовсе бросает учебу. То есть у этой женщины явно были какие-то способности и сила воли, хоть и на автопилоте. И если бы она проявила ну хоть немного самостоятельности, то выучила бы все гораздо раньше и лучше. Но не судьба.



Продолжение следует.


Tags: училковое
Subscribe

  • Экскаваторы, Саттон Кто? и прочие

    Очень хороший фильм на Нетфликсе - The Dig ("Раскопки" ) История о том, как в 1939 году, накануне Второй Мировой, в графстве Саффолк раскопали…

  • ученье свет

    У нас тут пару дней тому вышел мини-скандальный эпизод с вакциной (и их наверняка будет все больше и больше), когда электронный код от NHS…

  • good old-fashioned christmas fun

    В Викторианской Англии рождественские открытки были очень популярны, но сюжеты некоторых из них заставляют задуматься……

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Экскаваторы, Саттон Кто? и прочие

    Очень хороший фильм на Нетфликсе - The Dig ("Раскопки" ) История о том, как в 1939 году, накануне Второй Мировой, в графстве Саффолк раскопали…

  • ученье свет

    У нас тут пару дней тому вышел мини-скандальный эпизод с вакциной (и их наверняка будет все больше и больше), когда электронный код от NHS…

  • good old-fashioned christmas fun

    В Викторианской Англии рождественские открытки были очень популярны, но сюжеты некоторых из них заставляют задуматься……