безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Categories:

Что надо преподавателю знать про своих студентов (продолжение)

В прошлом посте я рассказала про “что студенту нужно”, а теперь перейду к студенческим "хотелкам". Вот это реально непростая тема, вызывающая массу споров, взаимных упреков и требований.

У методистов консенсус такой: знать, чего именно хочет студент, преподавателю несомненно важно, но часто студент неправильно знает, чего он хочет!

У преподавателей-практиков, а также реалистичных руководителей языковых школ консенсус такой: знать, чего именно хочет студент, конечно же важно, но это не значит что студент получит все то что он хочет.

В студенческих "хотелках" различают, грубо говоря, два направления. Первое - то чего именно студент хочет достичь. Второе – как именно он предпочитает учиться.

Что касательно первого, то это просто индивидуальные цели, от больших и светлых, до...еще больше и светлее. Проще всего преподавателю работать, если у студента цель - сдача определенного экзамена. Проблемы тут возникают только тогда, когда какой-нибудь студент совершенно нереально оценивает свои возможности, типа "Хочу сдать IELTS на 7.5 через три месяца занятий раз в неделю" при этом находясь на уровне слабенького intermediate. Но на самом, среди взрослых людей таких мечтателей не так уж много, и обычно их можно рационально убедить, что быстро только кошки родятся за три месяца не получится.

Если же экзамена никакого нет (либо же он есть, но студенту он до фени) и человек оперирует понятиями "просто хочу лучше говорить", "просто хочу быть увереннее", "просто хочу как-то так чтоб вжжжих – и я знаю язык!", то здесь все несколько сложнее, потому что непонятно, как этот человек для себя определяет "лучше" и “знаю”. Люди различаются в своей требовательности и к себе и к курсам, и кто-то после нескольких месяцев занятий будет доволен тем, что выучил 100 новых слов и может ответить на вопросы типа ‘Где ты живешь?” если они заданы медленно и громко. Кто-то же наоборот скажет, а почему это я проведя месяц на уровне Intermediate, до сих пор не могу смотреть "The Wire" в оригинале и без субтитров? Как-то меня не так учат!

Поэтому здесь желательно выяснить, ну а в каких примерно ситуациях человек желает общаться в первую очередь, или что еще он хочет на языке делать - сериалы смотреть, научные статьи читать или делать видео-контент на ютьюбе про косметику и кулинарию.

А далее, выяснив это, приходится проводить то, что называется "reality check".



Если речь идет об обучении один на один, все описанное выше вполне реально, и дело в основном в количестве и интенсивности занятий. Заявочки "помогите выучить ВЕСЬ английский за 10 уроков!" попадаются, но специалисты их эффективно пресекают на корню, возвращая мечтателей с небес на землю (иногда, правда, они туда возвращаются пройдя через руки аферистов и шарлатанов “взламывающих иностранный язык” за “три урока!” своими “абсолютно уникальными авторскими методами”, но что ж делать. Как говорится, свои мозги всем не вставишь. )

А если дело касается обучения в группе, то тут тем более могут быть обломы с индивидуальными “хотелками”. Потому что в любом учебном заведении, хоть частном хоть государственном, курсы организованы так, чтобы у них был высокий КПД - чтобы учителя в целом могли проводить больше классных часов, чем времени на их подготовку, но при этом чтобы студенты были более ли менее довольны. И лучший способ сделать это - это все усреднить, найти некий медиан.

Кстати, вы удивитесь, но моей опыт подсказывает, что в Британии на частных курсах, где студент сам платит, этот медиан еще “медианестее” чем на государственных, которые или бесплатны или по крайней мере дешевле, потому что частично спонсируются.

Дело в том, что частные языковые школы обычно берут какой-то определенный учебник и работают в основном по нему, потому что авторы учебников уже этот “медиан” примерно себе представили, так зачем же изобретать велосипед. Ну, вообще-то в серьезных частных школах преподаватели обязаны (и это прописывается чуть ли не в контракте) активно и регулярно дополнять стандартный учебник другими материалами, например кусками из других учебников или еще какими-то своими идеями. Потому что ни один языковой учебник, даже самый лучший и новый, не может на 100% процентов соответствовать конкретной группе и конкретному учебному контексту, и задача препода – внести в занятия эти самые поправки на индивидуальность студентов, на их “хотелки” ( и “нуждалки” то же).

Поэтому, если вы учитесь на языковых курсах, где преподаватель ну вот ни на йоту не отступает от вашего учебника, то либо вам попался совсем уж неопытный или ленивый преподаватель, либо же, и это более вероятно, это очень дешевые курсы, которые намеренно нанимают совсем неопытных преподавателей или тех кто готов оттарабанивать 10 часов одного и того же в день без какой-либо подготовки - потому что им всем можно гораздо меньше платить. Ну тут уж вам как клиенту в этом случае решать, устраивает ли вас такая ситуация за такую цену или нет. (Кстати, на таких курсах обычно и стандартный учебник выбран далеко не самый лучший, потому что опять же, жмотничество экономия. Это я так, для справки)

Я большую часть карьеры работала в государственных учреждениях (в Англии они платят лучше), соответственно в таких ситуациях, где единого учебника для конкретного курса вообще нет, и материалы преподаватели подбирают сами, набирая их из разных учебников, с учительских сайтов, из аутентичных источников, даже сочиняя свои тексты и задания. Это более трудоемко, особенно первый раз, но зато гораздо больше возможностей создать курс который будет гораздо больше соответствовать и “нуждалкам” и “хотелкам” конкретной группы. Но и тут нужен этот самый усредненный медиан. На ранних стадиях преподаватель выясняет, что большинство студентов в этой группе хотят общаться в таких-то ситуациях, большинство интересуются примерно такими темами, большинство любят дискуссии и так далее. Также преподы берут и предудущий свой опыт за основу – если они знают, что большинство студентов этого уровня и выбирающие это заведение обычно предпочитают эти темы и вопросы для дискуссии, значит и этой группе это скорее всего понравится. И курс ориентируется на них, на это большинство. А очень ярые индивидуальности и тут оказываются в пролете.

У меня был забавный случай, когда я по должности занималась распределением студентов, и однажды ко мне пришел учащийся группы pre-intermediate, такой серьезный дядечка лет сорока, не буду говорить из какой страны. Он после первых же уроков решил пожаловаться, что преподавательница (которую я знала как прекрасного, опытного специалиста) учит их каким-то глупым и неинтересным темам, и это чуть ли не оскорбляет его интеллект. Оказалось что темы уроков были "путешествия", "спорт", "хобби". А он хотел на уроках читать и обсуждать работы философов, историю и политику (честное слово!) потому что вот он со своим индивидуальным репетитором делает именно это и очень доволен. Обсуждать и доказывать тут было попросту нечего, и я просто организовала дядечке возврат денег за непройденные уроки и пожелала им с репетитором счастья попрощалась.

Еще мне кажется, что для душевной гармонии всех участников учебного процесса важно осознать, что студенческие “хотелки”, даже если они выражены большинством, все-таки подчиняются “нуждалкам”. У меня был такой случай, в частной школе, когда моя группа состоящая в основном из молодежи стран Залива высказалась в том плане, что на уроках они предпочитают болтать друг с другом, играть в ролевые игры (это не то что вы подумали), устраивать дискуссии и дебаты, а читать и писать они вообще ужас как не любят. Но курс был при этом, на минуточку, IELTS (в этом экзамене полноценного диалога в его нормальном понимании нет вообще, а вот чтение и письмо там огого), платили за него их родители а в некоторых случаях даже правительства их стран. Поэтому, что бы они там ни хотели, мой курс был в итоге все-таки гораздо более ориентирован на критерии экзамена, чем на предпочтения и пожелания студентов. И мне даже ничего за это не было, представьте себе!

Интересно, кстати, что студенты на полностью бесплатных курсах могут быть еще более неконструктивно требовательны, чем на платных.

У меня был случай, когда я вела такую бесплатную группу, где за 6 недель занятий два раза в неделю студенты должны были подготовиться к определенному экзамену, в который входила устная коммуникация, чтение и письмо. Причем письмо было самым сложным компонентом этого экзамена, который чаще всего заваливали. Успеваемость очень важна на гос-курсах, потому что если большое количество студентов заваливает экзамен в учебном году, на следующий год организация получает меньше денег, а какие-то курсы могут вообще аннулироваться. При этом многим студентам результат этого экзамена был в общем-то не особо важен, им интереснее было просто учиться и общаться, но тем не менее и в процессе набора в группы, и в начале курса мы всегда им дипломатично объясняли, почему их результаты очень важны нам. Большинство взрослых людей все это прекрасно понимали и старались, но были и интересные исключения.

Однажды одна немолодая студентка уже на первом моем уроке оказалась очень недовольна, когда я попросила их в конце урока написать текст. Потому что, сказала она, она пришла на курс чтобы научиться свободно говорить, а писать она и так может. (она и правда могла писать нормально для того уровня, то есть тут не было какой-то скрытой травмы из-за неграмотности ) Мои объяснения про то, что мы будем уделять внимание всем навыкам, и письму в том числе, (потому что смотрите выше про экзамен) на нее не произвели никакого эффекта. В конце второго урока, когда я снова попросила студентов написать текст, эта взрослая серьезная женщина отшвырнула от себя ручку и листок с заданием, и просидела пять минут сердито уставившись в стену. Я попросила ее поговорить со мной наедине, и она опять возмущенно заявила, что пришла сюда, чтобы научиться свободно говорить, а писать она не будет, потому что ей лично это не интересно. Пришлось мне ей объяснить, что видимо, этот курс ей не подходит. К счастью, больше я ее не видела.

Я вообще придерживаюсь философии, что если взрослый студент говорит, что ему этот курс не подходит и хочет уйти, то нет никакой необходимости за ним гнаться, выяснять все в мельчайших подробностях, уговаривать и обещать неизвестно что. Конечно, если целая делегация студентов приходит жаловаться на преподавателя или на курс, то это другой вопрос и тут надо разбираться. Но аномалии ( мне нравится математический термин outliers, но я как-то не нашла как его красиво перевести ) ничего никому ни о чем не скажут, поэтому пусть себе идут с богом.

(Окончание следует)

Tags: училковое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • о половой относительности

    Спешу сообщить что тема поста не имеет отношения ни к фильму Interstellar, ни к физике. Послушайте это видео с момента 36.40. Ведущий говорит "Do you…

  • Эта музыка будет вечной ...

    Несколько часов назад наши министры приняли решение: тотальное снятие ковидных ограниченой откладывается по крайней мере еще на четыре недели... Но…

  • (no subject)

    Собираю среднюю температуру по палате на сегодня. Навскидку и без гугла, что вы на сегодняшний момент слышали про препарат Ивермектин?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments