? ?

Previous Entry | Next Entry

В прошлом посте я рассказала про “что студенту нужно”, а теперь перейду к студенческим "хотелкам". Вот это реально непростая тема, вызывающая массу споров, взаимных упреков и требований.

У методистов консенсус такой: знать, чего именно хочет студент, преподавателю несомненно важно, но часто студент неправильно знает, чего он хочет!

У преподавателей-практиков, а также реалистичных руководителей языковых школ консенсус такой: знать, чего именно хочет студент, конечно же важно, но это не значит что студент получит все то что он хочет.

В студенческих "хотелках" различают, грубо говоря, два направления. Первое - то чего именно студент хочет достичь. Второе – как именно он предпочитает учиться.

Что касательно первого, то это просто индивидуальные цели, от больших и светлых, до...еще больше и светлее. Проще всего преподавателю работать, если у студента цель - сдача определенного экзамена. Проблемы тут возникают только тогда, когда какой-нибудь студент совершенно нереально оценивает свои возможности, типа "Хочу сдать IELTS на 7.5 через три месяца занятий раз в неделю" при этом находясь на уровне слабенького intermediate. Но на самом, среди взрослых людей таких мечтателей не так уж много, и обычно их можно рационально убедить, что быстро только кошки родятся за три месяца не получится.

Если же экзамена никакого нет (либо же он есть, но студенту он до фени) и человек оперирует понятиями "просто хочу лучше говорить", "просто хочу быть увереннее", "просто хочу как-то так чтоб вжжжих – и я знаю язык!", то здесь все несколько сложнее, потому что непонятно, как этот человек для себя определяет "лучше" и “знаю”. Люди различаются в своей требовательности и к себе и к курсам, и кто-то после нескольких месяцев занятий будет доволен тем, что выучил 100 новых слов и может ответить на вопросы типа ‘Где ты живешь?” если они заданы медленно и громко. Кто-то же наоборот скажет, а почему это я проведя месяц на уровне Intermediate, до сих пор не могу смотреть "The Wire" в оригинале и без субтитров? Как-то меня не так учат!

Поэтому здесь желательно выяснить, ну а в каких примерно ситуациях человек желает общаться в первую очередь, или что еще он хочет на языке делать - сериалы смотреть, научные статьи читать или делать видео-контент на ютьюбе про косметику и кулинарию.

А далее, выяснив это, приходится проводить то, что называется "reality check".



Если речь идет об обучении один на один, все описанное выше вполне реально, и дело в основном в количестве и интенсивности занятий. Заявочки "помогите выучить ВЕСЬ английский за 10 уроков!" попадаются, но специалисты их эффективно пресекают на корню, возвращая мечтателей с небес на землю (иногда, правда, они туда возвращаются пройдя через руки аферистов и шарлатанов “взламывающих иностранный язык” за “три урока!” своими “абсолютно уникальными авторскими методами”, но что ж делать. Как говорится, свои мозги всем не вставишь. )

А если дело касается обучения в группе, то тут тем более могут быть обломы с индивидуальными “хотелками”. Потому что в любом учебном заведении, хоть частном хоть государственном, курсы организованы так, чтобы у них был высокий КПД - чтобы учителя в целом могли проводить больше классных часов, чем времени на их подготовку, но при этом чтобы студенты были более ли менее довольны. И лучший способ сделать это - это все усреднить, найти некий медиан.

Кстати, вы удивитесь, но моей опыт подсказывает, что в Британии на частных курсах, где студент сам платит, этот медиан еще “медианестее” чем на государственных, которые или бесплатны или по крайней мере дешевле, потому что частично спонсируются.

Дело в том, что частные языковые школы обычно берут какой-то определенный учебник и работают в основном по нему, потому что авторы учебников уже этот “медиан” примерно себе представили, так зачем же изобретать велосипед. Ну, вообще-то в серьезных частных школах преподаватели обязаны (и это прописывается чуть ли не в контракте) активно и регулярно дополнять стандартный учебник другими материалами, например кусками из других учебников или еще какими-то своими идеями. Потому что ни один языковой учебник, даже самый лучший и новый, не может на 100% процентов соответствовать конкретной группе и конкретному учебному контексту, и задача препода – внести в занятия эти самые поправки на индивидуальность студентов, на их “хотелки” ( и “нуждалки” то же).

Поэтому, если вы учитесь на языковых курсах, где преподаватель ну вот ни на йоту не отступает от вашего учебника, то либо вам попался совсем уж неопытный или ленивый преподаватель, либо же, и это более вероятно, это очень дешевые курсы, которые намеренно нанимают совсем неопытных преподавателей или тех кто готов оттарабанивать 10 часов одного и того же в день без какой-либо подготовки - потому что им всем можно гораздо меньше платить. Ну тут уж вам как клиенту в этом случае решать, устраивает ли вас такая ситуация за такую цену или нет. (Кстати, на таких курсах обычно и стандартный учебник выбран далеко не самый лучший, потому что опять же, жмотничество экономия. Это я так, для справки)

Я большую часть карьеры работала в государственных учреждениях (в Англии они платят лучше), соответственно в таких ситуациях, где единого учебника для конкретного курса вообще нет, и материалы преподаватели подбирают сами, набирая их из разных учебников, с учительских сайтов, из аутентичных источников, даже сочиняя свои тексты и задания. Это более трудоемко, особенно первый раз, но зато гораздо больше возможностей создать курс который будет гораздо больше соответствовать и “нуждалкам” и “хотелкам” конкретной группы. Но и тут нужен этот самый усредненный медиан. На ранних стадиях преподаватель выясняет, что большинство студентов в этой группе хотят общаться в таких-то ситуациях, большинство интересуются примерно такими темами, большинство любят дискуссии и так далее. Также преподы берут и предудущий свой опыт за основу – если они знают, что большинство студентов этого уровня и выбирающие это заведение обычно предпочитают эти темы и вопросы для дискуссии, значит и этой группе это скорее всего понравится. И курс ориентируется на них, на это большинство. А очень ярые индивидуальности и тут оказываются в пролете.

У меня был забавный случай, когда я по должности занималась распределением студентов, и однажды ко мне пришел учащийся группы pre-intermediate, такой серьезный дядечка лет сорока, не буду говорить из какой страны. Он после первых же уроков решил пожаловаться, что преподавательница (которую я знала как прекрасного, опытного специалиста) учит их каким-то глупым и неинтересным темам, и это чуть ли не оскорбляет его интеллект. Оказалось что темы уроков были "путешествия", "спорт", "хобби". А он хотел на уроках читать и обсуждать работы философов, историю и политику (честное слово!) потому что вот он со своим индивидуальным репетитором делает именно это и очень доволен. Обсуждать и доказывать тут было попросту нечего, и я просто организовала дядечке возврат денег за непройденные уроки и пожелала им с репетитором счастья попрощалась.

Еще мне кажется, что для душевной гармонии всех участников учебного процесса важно осознать, что студенческие “хотелки”, даже если они выражены большинством, все-таки подчиняются “нуждалкам”. У меня был такой случай, в частной школе, когда моя группа состоящая в основном из молодежи стран Залива высказалась в том плане, что на уроках они предпочитают болтать друг с другом, играть в ролевые игры (это не то что вы подумали), устраивать дискуссии и дебаты, а читать и писать они вообще ужас как не любят. Но курс был при этом, на минуточку, IELTS (в этом экзамене полноценного диалога в его нормальном понимании нет вообще, а вот чтение и письмо там огого), платили за него их родители а в некоторых случаях даже правительства их стран. Поэтому, что бы они там ни хотели, мой курс был в итоге все-таки гораздо более ориентирован на критерии экзамена, чем на предпочтения и пожелания студентов. И мне даже ничего за это не было, представьте себе!

Интересно, кстати, что студенты на полностью бесплатных курсах могут быть еще более неконструктивно требовательны, чем на платных.

У меня был случай, когда я вела такую бесплатную группу, где за 6 недель занятий два раза в неделю студенты должны были подготовиться к определенному экзамену, в который входила устная коммуникация, чтение и письмо. Причем письмо было самым сложным компонентом этого экзамена, который чаще всего заваливали. Успеваемость очень важна на гос-курсах, потому что если большое количество студентов заваливает экзамен в учебном году, на следующий год организация получает меньше денег, а какие-то курсы могут вообще аннулироваться. При этом многим студентам результат этого экзамена был в общем-то не особо важен, им интереснее было просто учиться и общаться, но тем не менее и в процессе набора в группы, и в начале курса мы всегда им дипломатично объясняли, почему их результаты очень важны нам. Большинство взрослых людей все это прекрасно понимали и старались, но были и интересные исключения.

Однажды одна немолодая студентка уже на первом моем уроке оказалась очень недовольна, когда я попросила их в конце урока написать текст. Потому что, сказала она, она пришла на курс чтобы научиться свободно говорить, а писать она и так может. (она и правда могла писать нормально для того уровня, то есть тут не было какой-то скрытой травмы из-за неграмотности ) Мои объяснения про то, что мы будем уделять внимание всем навыкам, и письму в том числе, (потому что смотрите выше про экзамен) на нее не произвели никакого эффекта. В конце второго урока, когда я снова попросила студентов написать текст, эта взрослая серьезная женщина отшвырнула от себя ручку и листок с заданием, и просидела пять минут сердито уставившись в стену. Я попросила ее поговорить со мной наедине, и она опять возмущенно заявила, что пришла сюда, чтобы научиться свободно говорить, а писать она не будет, потому что ей лично это не интересно. Пришлось мне ей объяснить, что видимо, этот курс ей не подходит. К счастью, больше я ее не видела.

Я вообще придерживаюсь философии, что если взрослый студент говорит, что ему этот курс не подходит и хочет уйти, то нет никакой необходимости за ним гнаться, выяснять все в мельчайших подробностях, уговаривать и обещать неизвестно что. Конечно, если целая делегация студентов приходит жаловаться на преподавателя или на курс, то это другой вопрос и тут надо разбираться. Но аномалии ( мне нравится математический термин outliers, но я как-то не нашла как его красиво перевести ) ничего никому ни о чем не скажут, поэтому пусть себе идут с богом.

(Окончание следует)

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
lj_frank_bot
Oct. 31st, 2020 08:52 am (UTC)
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Лытдыбр, Образование.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team
ponka
Oct. 31st, 2020 12:40 pm (UTC)
с платными как раз все понятно
человек до того, как платит деньги, выясняет за что он платит, что он поулчит, как происходит процесс. И если ему что-то не подходит - он эти деньги не платит. Мы же не будем покупать за деньги туфли, которые нам не нравятся

А когда государство дает бесплатно или обязывает - там не было этапа выбора "бери, что дают". Если вам государство будет выдавать ежемесячно бесплатно пачку чая, не факт, что она вам будет нравиться и вы будете скрывать свое мнение об этом
desp_immigrant
Nov. 2nd, 2020 07:12 am (UTC)
Я тогда откажусь от этой пачки чая, зачем зря продукт переводить. Кому-то может понравится.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Comments

  • desp_immigrant
    12 Sep 2023, 00:51
    По поводу собеседований и просьб о повышениях — почему редко? Постоянно. Единственное, что подобный отказ посылается по имейлу и является автоматическим, с адреса no-reply. Дальше они конечно могут…
  • desp_immigrant
    11 Sep 2023, 17:32
    Упражнения — это хорошо и правильно, но я бы осмелился порекомендовать начать с массажа перенапряженных мышц. Помогает относительно быстро убрать симптомы.
  • desp_immigrant
    10 Sep 2023, 22:23
    Да кто бы спорил.
    Выход есть: long consult. Но за это надо заплатить, а любители "while I'm here" с идеей "заплатить" очень на ножах. Вплоть до убегания из клиники.
  • desp_immigrant
    10 Sep 2023, 13:09
    Укрепляющие упражнения, а если они не помогут, тогда ортопедический рукав и крем типа Voltarol
  • desp_immigrant
    10 Sep 2023, 13:05
    10 минутный прием это все-таки очень мало, даже для одной проблемы.
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars