безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

Произвольная программа против обязательной - или как стать самому себе злобным буратиной

Я немало уже написала о том, как замечательно и похвально быть самостоятельным студентом, и о том, как студенты привыкшие быть во всем ‘ведомыми’ просто не понимают, что они упускают.

Но должна признать что бывает и кое-что похуже чем такие ‘ведомые’(но прилежные при этом) студенты.

Это совсем небольшая, но упорная категория студентов которых я бы назвала “псевдосамостоятельными”. Это те люди, которые то, что им говорит или советует преподаватель выполняют абы как или же не выполняют вовсе, зато делают вместо этого что-то совершенно иное, иногда вообще что-то странное и дикое, как маленькое привидение из Вазастана.

С предсказуемыми последствиями.

Например, я до сих пор помню один особенно грустный случай со студенткой, учившейся у моей коллеги в группе Pre Entry. В эти группы попадают (и застревают в них на годы) люди которые учатся очень медленно, причем особенно тяжело у них идет чтение и письмо, по разным социологическим и историческим причинам в которые я сейчас вдаваться не буду.
Так вот эта студентка выделялась даже и на их фоне, потому что она не могла писать и читать даже и на уровне отдельных слов. Она свое имя писала глядя на бумажку и копируя оттуда буквы как картинки, совершенно непонятно. И вот моя коллега, специалист по этим группам, выдала этой студентке целую книжку-пропись для самостоятельной работы дома, от букв до самых самых простых слов, и объяснила ей ( устную речь эта женщина с горем пополам понимала), что надо каждый день заполнять по одной странице, но не больше, чтобы не устать.

И, вы наверное уже догадались, на следующей неделе эта женщина принесла пропись полностью заполненную, все сто или сколько там страниц. И с гордостью – именно с гордостью, сияя улыбкой! – сообщила, что за нее эту пропись заполнили внуки. Потому что она увидела, что у нее некрасиво получается, а у них - красиво.

Этот пример экстремален, но на самом деле не так уж и отличен от многочисленных примеров взрослых студентов которые вместо своих сочинений сдают преподавателю списанные из интернета, или переведенные гугл-транслейтом, а тесты-упражнения за них делают друзья и родственники, и так далее.

Если этот взрослый совершенно человек при этом реально хочет выучить язык, а не просто пришел бумажку с каемочкой получить, то на первый взгляд такие действия кажутся какой-то странносочиненной диверсией против самого себя. Частично это может объясняться живучестью чисто школьной привычки желать хорошую оценку, как будто над человеком до сих пор стоит мама или папа которые "наругают". Но на взрослых курсах многие домашние задания, вроде сочинений, не получают оценку, а получают скорее комментарии и рекомендации. И все равно студенты продолжают сдавать либо же надерганное из других источников, либо же явно перепроверенное и перековерканное вдоль и поперек каким-то софтом.

Насколько подсказывает моя практика, часто такие студенты просто не осознают что “продукт” в этих ситуациях не равняется результату. Что значение имеет не идеальность получившегося текста или балл за какой-то(совершенно промежуточный, не влияющий ни на какой итоговый экзамен) тест, а то, что в процессе выполнения этого задания они смогли использовать определенный словарь, или грамматику, или определенный план и структуру параграфа, и соответственно это поняли и запомнили на будущее. То есть делается все это ради усвоения определенных навыков, а не ради красивых буковок, идеального текста или процента правильных ответов (которые кроме преподавателя никто и не увидит.) И приходится вот это вот все им объяснять по нескольку раз. Потому что для некоторых это прямо целый переворот мышления и отношения к учебе.


Или вот другой пример, этот уже про хотелки и нехотелки.

Был у меня как-то один студент, юноша лет 20, из таких которые запоминаются не только конкретным преподавателям, но и вообще всему заведению. Такой характер описывается в английском словами “larger than life”. Мне он напоминал персонажей из фильмов Кустурицы, хотя национальность у него была другая.
Так вот у этого молодого человека были прекрасные способности и несомненно отличная память и хороший слух – новые слова он усваивал слету и был ну ооооочень общительный.
И вот пока главной задачей курса было развитие устной речи, он очень быстро прошел несколько уровней, гораздо быстрее чем большинство студентов. Но потом наступил момент когда ему надо было готовиться к экзамену Academic IELTS, который нужен для поступления в университет.
А в этом экзамене есть и чтение и письмо, причем такое академического типа чтение которое очень многие студенты и даже преподаватели считают жутко занудным (я так вовсе не считаю, я обожаю преподавать IELTS, но я сама зануда)

А так как этот молодой человек ужасно не любил ни читать, ни писать, уже привык считать себя почти гениальным и делать исключительно то, что ему нравится, то большинство заданий где надо было читать, писать и вообще развивать академические навыки, он игнорировал, пропускал, либо пытался из них устроить целые драматические или комические спектакли.

И никакие беседы с преподавателями, конструктивные, душеспасительные или какие бы то ни было еще, не помогали. Ну то есть спектакли он перестал устраивать, но читать и писать так и не начал.

Что интересно, что при этом молодой человек продолжал с удовольствием учить новые слова и выражения, в частности его очень интересовал слэнг; и еще имитировать некоторые акценты, потому что он считал что это очень прикольно. И всегда приводил это как аргумент преподавателю – ну да, я не написал эссе за или против раздельного обучения мальчиков и девочек, не прочитал статью про мушку дрозофиллу и пропустил урок с диаграммами гидроэлектростанций, но это не значит, что я ничего не делал, я старался и учился! Я посмотрел все фильмы Гая Ричи и выучил массу синонимов к слову dope новых слов!

В итоге со всем этим багажом знаний он направился на сдачу экзамена, и совершенно заслуженно получил действительно высокий балл за устную речь и вполне неплохой бал за аудирование. Но это не спасло его итоговую оценку, потому что за чтение и письмо он получил, опять же заслуженно, баллы крайне низкие - и не добрал заветную семерочку, которая нужна ему была для поступление в какой-то там европейский университет.

После этого молодой человек несколько погрустнел, однако очень быстро утешился. Он решил, что английский язык просто очень трудный! Ведь он же учил его, но почему-то не сдал, значит все дело в языке, a он не виноват.

Ну хотя бы получилась назидательная история для всех последующих поколений студентов про то, что для того чтобы выучиться, надо делать не только то, что тебе нравится, но хотя бы иногда и то что рекоммендует преподаватель.

Но положа руку на сердце я думаю все сложилось к лучшему когда этот молодой человек не поступил на какую-то научно технологическую специальность какого-то скучного европейского университета. И не строит он теперь нигде электростанции, и не разрабатывает вакцины. Зато мы может быть увидим его в новом фильме Кустурицы. Или Гая Ричи.


Ну и третий пример, самый загадочный.

Взрослый человек с техническим образованием и специальностью пришел на курсы. По собственному желанию. Язык ему нужен был для будущей работы и повышения квалификации.

При этом этот человек абсолютно не воспринимал такое понятие как "инструкция". Ни устная, ни письменная, ни устная плюс письменная, ни несколько раз повторенная.

Ему задают обязательное регулярное домашнее задание, тест или письменную работу - этого он в половине случаев не делал.
Зато делал те задания, которые опциональные, дополнительные и вообще для самых умных. Например, делал какой-то левый Quizlet, после того как я упомянула на уроке, что в этом приложении (которые я уже несколько лет горячо рекомендую всем-всем-всем ) можно делать и свои сеты, и мол, если вдруг сделаете свой сет как-нибудь на определенную тему, можете прислать мне ссылку, будет интересно. И вот после этого он мне сразу же прислал сет - это оказался аццкий микс из политических терминов, базового курса химии для школьников и видов динозавров.

Если задание на уроке было найти в каком-то предложении определенный тип ошибки, как раз то что мы на тото момент проходим, то этот студент находил там все что угодно, хоть черную кошку хоть темную комнату, но только не то что имело отношение к теме урока. Потом выяснилось, что он пропускал предложения через grammarly ( при том что я просила этого на уроке не делать), которое исправляет орфографию или пунктуацию на американские варианты. И не верил мне, что запятая или ее отсутствие перед "and" - это далеко не так критично, как, например, путать пассивные и активные конструкции.

Если всем было задано задание написать в жанре 'статья', он создавал презентацию. Если жанр "рецензия", он писал письмо. Если же задана была устная презентация, он писал рассказ в стиле "Смеркалось".

Если я давала определенный список чего-то обязательного к усвоению, ну допустим, список простейших стилистических приемов, вроде "simile" или "metaphor", то он начинал предлагать какие-то дополнительные, сложные варианты (типа, господи помилуй, litote, procatalepsis - это то что студенты-филологи учат, да и то не выучивают) При этом он так и не усвоил большинство пунктов и из стандартного списка (нетрудно догадаться что и из своего тоже не усвоил)

Ну и так далее.

Подозрения у меня такие, что человек этот внезапно ощутил большую разницу между тем, что он считал что он знает, и тем, что он знал на самом деле. Возможно, он думал что он будет сиять яркой звездой на небосклоне группы или еще что-то. А оказался обыкновенным студентом - ошибки делает (как и все), не все понимает (как и все), не запоминает слова с первого раза (как и все).
Но почему-то для определенной категории людей осознать свою незвездность оказывается очень болезненно даже в контексте обучения. Хотя, казалось бы, это самый безобидный и самый благоприятный контекст для того, чтобы увидеть свои пробелы - ведь если у тебя все прекрасно, то зачем ты учишься? Но вместо того чтобы спокойно и размеренно закрывать расстояние между "я не знаю" и "я знаю" следуя рекомендациям преподавателя, человек продолжает воображать себя кем-то особенным, Все эти правила, инструкции, рекомендации - это для других. Училка цепляется непонятно к чему. Я - не все, и знаю как лучше.

Вот такая вот пичалька.

Tags: английский Езык, училковое
Subscribe

  • Про скорлупу и тухлые яйца

    Недавно в одном выпуске одной российской передачи ( на ютьюбе) молодую участницу комментаторы закидали тухлыми яйцами и дохлыми кошками за то, что…

  • Трэш-ТВ или Очередная порция ОЧЕНЬ оригинальных наблюдений

    Я в очередной раз подсела на очередной первостатейный трэшачок: реалити-шоу "Четыре Свадьбы". На ютьюбе легко найти большинство выпусков. Вы-то сами,…

  • will you still need me

    Как я обожжжаю все эти ЖЖ-гадания и карточки, "жми сюда и посмотри кто ты в трилогии "Сумерки" ( я - автомобиль Вольво) которые блоггеры потом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments