безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Categories:

И ласточки кровавые в глазах Или Гипотеза аффективного фильтра

Когда человеку какие-то знания или навыки не даются, этому есть множество причин.
Сегодня поговорим про одну из них. Эта ситуация, которую, я уверена, испытывали в какой-то момент жизни все, хоть в детстве, хоть во взрослом возрасте. Но при этом это состояние и что с ним делать обычно плохо понимают все те у кого отсутствует педагогическая подготовка(и даже многие из тех у кого она присутствует). И часто и сами страдальцы и остальные причастные к процессу лица (от родителей до самих учителей) пытаются это состояние исправить такими методами, что лучше бы вообще ничего не делали.

Я сейчас для затравки расскажу историю из своей юности.
В старших классах я уже знала что английский будет каким-то образом моей будущей профессией, и он у меня шел все лучше и лучше. Мне повезло учиться в одной из самых продвинутых в плане преподавания языков школ Минска. И в своей группе я постепенно стала одной из лучших в английском (исключительно усердием, между прочим, а никакими не врожденными талантами, ибо начинала я как раз весьма паршивенько) Но когда я говорю "одной из лучших", то это касалось устной и письменной речи, грамматики там, словарного запаса и т.д. Но и на старуху бывает проруха: когда дело доходило до заданий по аудированию ( понимание речи на слух, но не в разговорах на уроке, а вот такое целенаправленное слушание текста) то я была не просто даже одной из худших, я была вот этой самой - самой худшей, и я не прибедняюсь. Мои ответы после тестов по аудированию часто оказывались правильными в одном случае из десяти. То есть даже если бы я ставила ответы вслепую, результаты были бы лучше. Учительница наша даже начала раздражаться (вообще-то она была очень полезная для меня учительница в тот момент, именно то, что мне было надо, но характер у нее был не ангельский) Однажды она спросила меня нет ли у меня проблем со слухом. Но нет, слух у меня был нормальный.

Конечно, частично можно мои трудности списать на то, что в девяностых годах возможности для обучения аудированию были совсем не такие как в нонешнюю эпоху общедоступного интернета. Тогда уже были кассеты и даже иногда видео, но все-таки мало, а за пределами урока аудирование было доступно разве что через прослушивание песен (текстов к которым не было) и еще просмотра подпольных видеокассет в которых голос переводчика заглушал разговор чуть менее чем везде. Я не делала ни того ни другого, честно говоря. Скудность материалов также влияла на то, как аудирование в то время преподавали - его не столько преподавали, сколько тестировали. Однако все эти факторы могут более ли менее объяснить, почему аудирование вызвало трудности у большинства студентов того времени, больше чем сейчас. Но оно едва ли объясняет, почему же у меня оно шло в сто раз раз хуже чем у остальных моих одноклассников - раз учили нас всех одинаково, почему страдала только одна я?

А я действительно страдала! Каждый раз когда училка ставила нам текст для прослушивания, я пыталась настроить себя как тренер настраивает плохого боксера, давай, мать твою, вперед, на этот раз ты сможешь! Я обещала себе что на этот раз я буду особенно внимательной и одновременно спокойной как стадо удавов, клялась, что на этот я не пропущу ничего, и точно отвечу на все вопросы в конце! Начинался текст, меня смущало уже первое предложение, пока я ловила эхо, я пропускала несколько новых, внутри меня все сжималось, я отчаянно пыталась еще что-то понять цепляясь за отдельные знакомые слова, но смысл все больше ускользал от меня и звуки казались уже на английскими а какими-то немецко - китайскими... И итоговый результат - опять пальцем в небо.

Когда я однажды увидела, что в инязе, где я собиралась учиться, "Аудирование" было отдельным предметом в расписании, я пришла в ужас. Как им не страшно? Я решила, что если поступлю, сама во время этой пары буду каждый раз прятаться в туалете!

Теперь, забегая вперед скажу, что всего лишь через несколько лет после всего этого ужаса аудирование перестало представлять для меня проблему вообще. Свое ощущение страха перед прослушиванием я помнила просто как чей-то отстраненный опыт, из жизни же оно ушло чуть более чем полностью. Когда я уже в ранние нулевые сдавала кэмбриджские тесты, мои баллы за аудирование были практически идеальными, даже выше чем за другие компоненты, в которых я традиционно была сильна.

Так вот, что же это тогда было и как я с этим справилась? И могут ли с чем-то подобным справиться другие? Конечно!


Для состояния, в которое я впадала в юные годы перед прослушиванием любого текста, есть красивый термин "аффективный фильтр"

Для всехдотошных кого интересует более подробное и научное объяснение: можете поискать "гипотезу аффективного фильтра", а имя с этим связанное - Крашен, имя знакомое каждому имеющему отношение лингвистике.

Всем же остальным я это опишу своими словами как придется. "Аффективному фильтру" прекрасно соответствует русская народная поговорка "смотришь в книгу видишь фигу". Вместо "смотришь в книгу" можно поставить еще и "слушаешь что-либо", что было в моем случае, просто выходит не так складно. И это состояние может проявляться не только в иностранном языке, но и в другом предмете, хоть в математике, хоть в социологии. Ключевое здесь то, что речь идет о восприятии какой-то информации через чтение или на слух, когда "жертве обучения" ( и этот термин не полностью шутка) при этом ну ни-че-го-шеньки непонятно, ну вот ноль вообще. Соответственно ничего не запоминается, не получается, дискомфорт и раздражение нарастают, и в итоге остается единственное желание - все бросить к чертям собачьим.

"Фильтр" здесь - некий условный механизм, который отсеивает фактически все, и до нашего бедного мозга ничего не добирается. А "аффективный" - потому что связан с эмоциями, отрицательными.

Если вы такие черствые что моя история про аудирования вас не затронула , то вот это вирусное видео которое наверное видели уже все в России - это прекрасная иллюстрация аффективного фильтра в действии, и реакция мальчика - классика, достойная попасть в учебник по педагогике ( но думаю не попадет, даже не знаю почему!)



Кстати, если некоторые после этого видео думают, что вот реакция "такое б.... трудное училка задает, за... бл...на......" - это реакция неправильная, а вот реакция "какой я, б....тупой, ничего не понимаю...., что ж я такой тупой-то а?" была бы более конструктивна , то они очень ошибаются.

Мысль "Я ничего в этом не понимаю, потому что вот такой я тупой" - это просто другой вариант реагирования на аффективный фильтр, но он ничем не лучше реакции "тупая училка тупо задала слишком тупое сложное задание". Оба эти варианта абсолютно неконструктивны и никуда не ведут. Я бы даже сказала что второй вариант еще хуже, потому что первый еще дает хоть какую-то надежду, что изменив обстоятельства, можно изменить результат. Второй же - это складывание лапок плавно переходящее в склеенные ласты. Тип реакции "ну вот такой я тупой и вы ничего с этом не сделаете" больше характерен не для детей, а для взрослых студентов которые застряли на каком-то низком уровне на долгие годы (в изучении языков технический термин для этого- 'языковое плато', и это вообще достойно отдельного поста, что я как-нибудь и устрою) В огромном проценте случаев это застревание - это все, это конец усвоению нового, это очень печально. Когда взрослый человек сообщает преподавателю "у меня просто мозги так устроены что я не могу научиться читать/писать/пользоваться смартфоном, я жду когда придумают таблетку, которая поможет мне учиться"... да по сравнению с этим этот сибирский мальчик со своей ласточкой - это верх оптимизма и стремления к знаниям!


Тут необходимо уточнение: не следует путать аффективный фильтр с той ситуацией когда человек пытается прочесть или на слух разобрать какой-то текст, который будет ему заведомо совершенно недоступен. Например, если я открою учебник по квантовой физике, начну его очень внимательно читать и ничегошеньки на пойму, это все-таки не из-за аффективного фильтра, а из-за моего полнейшего невежества полного невладения предметом и близкими к нему дисциплинами.
Также если я попытаюсь посмотреть фильм на французском без субтитров и ничего не пойму, то это потому что я двадцать лет ничегошеньки с этим языком делала, а не из-за фильтров.
Также не будем путать аффективный фильтр с той ситуацией, когда человек попросту и надолго отключился, может быть намеренно, потому что ему это не надо совершенно, или случайно, на свои какие-то мысли о вечном, и вообще ничего не услышал и не прочел, и тут его вдруг спрашивают - куда летит ласточка,а?а? Если внимания нет и не было вообще никакого, то это тоже не фильтр. Это другое. (и с этим я не знаю как работать, если кто знает, пишите в коменты)

Мы говорим об аффективном фильтре в тех ситуациях, когда, во первых, мы сознательно прилагаем некоторые усилия чтобы понять поступающую информацию (качественность этих усилий - другой вопрос), и во вторых, когда поступающая информация, будь это текст для чтения или что-то, что мы слушаем, или даже какое-то объяснение, которое может задействовать и то и другое одновременно, должны бы быть нам более ли менее доступны. Ну то есть когда информация примерно соответствует тому что мы на этом этапе, на этом уровне, в этом возрасте могли бы понять и усвоить. Но, вот, казалось, стараешься понять, но чем больше стараешься, тем все хуже и непонятней, внутри нарастает раздражение или паника, от этого все становится еще менее понятным, и в итоге хочется порвать эту книгу в клочки и пойти побиться головой об стену. Но это не просто не поможет, а еще и следующий раз перед похожим заданием нарисует ментальную картинку клочков и битья головой об стену, что сделает это следующее задание еще менее выполнимым, и так до бесконечности. Положительная обратная связь здесь работает за здорово живешь.

Так а что же поможет? Ну то есть если действительно надо это хоть как-то выучить, и вариант просто бросить этот предмет и никогда к нему не возвращаться не прокатит.


Ну, во-первых, начнем с самого трудного: таки соответствует ли эта новая информация примерно тому, что человек на этом этапе, на этом уровне, в этом возрасте может понять и усвоить? Или это все-таки случай когда ученик на самом деле настолько не шарит в предмете, что уже невозможно просто все? Я бы сказала, что и в моем случае с аудированием и в видео мальчика с ласточкой, ничего невозможного в задании не было. Оно было трудным - это да. Намного труднее для этого ученика, чем для многих других, и соответственно требующим больших усилий и от ученика и от тех, кто ему якобы помогают - это к гадалке не ходи. Но не невозможным. Для того, чтобы определить 'выполнимость" задания, надо посмотреть на то как этим учеником выполнялись предыдущие или сходные с ним. В моем случае с английским я прекрасно осваивала все остальные аспекты языка - это значит что и с аудированием я была в состоянии справиться. В случае с этим мальчиком, я не знаю, знает ли он какие-то другие стихи, хотя бы короткие. Но подозреваю, что знает. (Может частушки матерные какие? Все в помощь) Кстати, и ежику понятно, что в случаях высокого аффективного фильтра надо как огня избегать сравнения ученика с другими, которым это задание удается. Мотивировать здесь можно только его же собственными прошлыми достижениями. Мотивация, как все знают, это вера в то что ты справишься, помноженная на ценность результата. Именно помноженная а не суммированная. То есть если веры ноль, то каким бы ценным не был конечный результат (хотя бы чтобы все это закончилось и можно было пойти гулять) мотивации все равно будет ноль. И в этом контексте, то что где-то какой-то противный идеальный Вася Пупкин справился с этим заданием, не особенно повлияет на веру в то, что справишься ты.* А вот собственные успехи, хоть самые мелкие - да. Поэтому надо их вспомнить, вытащить из закромов и использовать как моральную поддержку. В ситуации аффективного фильтра самооценку надо только поднимать. ( и ради бога надеюсь никто не притащит сюда Эволюцию с ее опусканием всех на землю. Когда дело касается мотивации к обучению, все злобные заветы Эволюции идут лесом. В остальных жизненных ситуациях - опционально, но в мотивации к учению - лесом, лесом, лесом.)


Теперь, если вы замечаете как у вас или же у вашего ребенка, или у студента вашего поднимается этот фильтр, остановите это немедленно. А как это заметить? Да по выражению лица, по панике или неизбывной тоске ( не скуке!) в глазах можно заметить. Или же когда в ответах начинается тыканье абы куда попало, повторение одного и того же слова, или когда человек перечитывает одну и ту же строчку снова и снова. Это называется "замкнуло". Остановите это. И нет, не словами "ты просто не стараешься, ты просто не хочешь." Ежу ясно, что никакого толку не будет говорить в этом случае бедняге "читай еще раз", это просто какое-то тупое издевательство так делать. Переориентируйте человека (или себя самого, если это вы сами застряли) хоть как-то. Как именно, это уже зависит от конкретного задания. Можно конкретную строчку другими словами объяснить, можно спросить, а где непонятнее всего ( хотя обычно на это ответ уже будет "все! ВСЕ непонятно!!!"), можно вообще взять и другой сайт на эту же тему почитать, а вместо аудирования сначала дать прочесть текст, а уже потом дать его прослушать. Разбейте шаблон, потому что шаблон здесь явно не сработал, и не надо за него цепляться.

Далее, если жертва учебного процесса уже дошла до состояния гнева, паники, или вовсе кровавых мальчиков ласточек в глазах , то в этот момент надо это конкретное задание вообще оставить и сделать перерыв. Это, я думаю, ежикам тоже понятно. (Хотя братьям-сестрам этого бедного мальчика с ласточкой - нет, ибо некоторые ежики значительно умнее некоторых семей) Стоит ли сделать перерыв на отдых, или же можно просто переключиться на какую-то другую тему - это уже надо решать по ситуации. Если жертва обучения уже бьется в истерике на полу, то лучше на отдых. Если же не бьется и время не пол-второго ночи, то гораздо эффективнее сделать перерыв на какую-то другую учебу, но на что-то, что легко, понятно и где очевиден успех. Идеально, конечно, если это тот же предмет, просто другой аспект его. С языком это вообще легко - столько разного другого можно сделать, варианты бесконечны.


Чтобы вернуться к тому же заданию, или той же концепции, но при этом не вызвать повторной истерики, надо это задание деконструировать, разобрать на мелкие составляющие элементы и работать с ними по отдельности.** Принцип "less is more".
Ну да, это дольше, и все наверняка за раз не выучишь и придется поработать и понапридумывать дополнительных заданий, поискать где это объясняется по-другому, картинки может какие порисовать, схемы. Вот мне кажется, мальчику этому помогли бы схематичные картинки в последовательности строк: травка, солнышко, ласточка, весна, сени. И да, конечно это все энергозатратно, но какие у вас альтернативы? Ну кроме как забросить полностью.
Вообще когда речь идет о мозге ( вашем собственном, если это вы учите, или ребенка вашего) то я вообще не понимаю какая здесь может душить жаба, когда этот вклад времени и энергии - бесценен? И я вообще-то не говорю о том, что бесценно знать это несчастное стихотворение А. Плещеева. Бесценно здесь - научиться преодолевать свое незнание и неумение, не впадая при этом в уныние или гнев.


Кстати, мой секрет преодоления своего аффективного фильтра с аудированием был в комбинации всего того, что я рассказала. Мне очень повезло, что когда я попала таки в иняз, на одном из английских предметов преподавательница регулярно давала нам прослушивать тексты из TOEFL. И это были крошки-тексты, на две-три строчки, буквально обмен парой реплик и один письменный вопрос после этого, плюс пауза собраться с мыслями. И вот тут оказалось что с этими коротенькими обменами и паузами я все прекрасно понимаю. Потому что и слова все знакомые и произношение понятно. И когда я увидела, что я эти тесты делаю не хуже всей остальной группы, я поняла, что и с длинными текстами я тоже могу справиться. Перестав их бояться и ненавидеть, я стала понимать все больше и больше. Но конечно же не сразу - но я перестала зацикливаться на том, что надо все понять от начала и до конца. Ну пропустила я начало, ну и ладно, часть целого - все лучше чем ничего.
Чем меньше я боялась, тем больше находила способов практиковаться, и вскоре аффективный фильтр забылся как страшный сон.

Чего я от души желаю всем-всем-всем страдающим от учебы!



*Это в случае с аффективным фильтром, то есть когда человек уже подавлен, раздражен и с самооценкой на нуле. Во многих других ситуациях аккуратное сравнение с другими может пригодится. Но здесь - нет.

** В отдельных случаях, например иногда у людей с дислексией, а также в определенных предметах, может быть и наоборот - обучающемуся надо увидеть всю картину чтобы понять отдельный элемент. Например, знать конец рассказа, чтобы понять что происходит в начале.


Tags: училковое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments