безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

Языковое плато: Доктор, а это вообще лечится? Или Столик о трех-четырех ножках.

Концепция языкового плато это одна из таких тяжелых концепций в методике, педагогике и лингвистике, когда есть не так уж много воодушевляющих примеров, зато пессимистичных - куда ни плюнь.

Если даже вы не слышали этот термин до сегодняшнего дня, то с самим явлением наверняка сталкивались или наблюдали у других. Это ситуация, когда после определенного уровня человек перестает делать какой бы то ни было прогресс в языке. И это понятно не только окружающим но и ему самому. И очень демотивирует, ну а как же иначе? И часто люди сдаются в этих случаях. Некоторые студенты считают что языковое плато - вообще непреодолимо, но это не так. Вопрос в усилиях и их правильной направленности. Ну и во взаимодействии всех заинтересованных сторон.

Так как я считаю, что правильное определение термина - это уже полдела на пути к решению проблемы, определюсь и тут. Для меня в определении диагноза "языковое плато" важным фактором является искреннее желание человека продолжать учиться и улучшать какие-то аспекты языка. И под "учиться" я не обязательно понимаю ходить на курсы или штудировать самоучитель, но вообще какое-то желание узнавать и запоминать новые слова, или улучшать навыки, то же аудирование, ну то есть какое-то желание прогресса и какие-то попытки, хоть самые робкие, его достичь.

Хотя чисто технически этот термин применяют и к тем, кто иностранный учил в туманном прошлом, потом полностью забросил из-за каких-то обстоятельств, теперь не пользуется им от слова совсем, и эдак раз в пять лет вздыхает: "эх, когда-то вот учил французский и даже немного парле-ву, но жизнь закрутила, завертела, е жо ублие ту... ну, может как на пенсию выйду, так пойду опять вспоминать, а пока некогда, некогда...." Также чисто технически его применяют к тем людям которые какие-то слова и фразы как-то где-то выучили, но в какой-то момент сами остановили этот процесс и перестали усваивать новое в языке вообще, решив, совершенно осознанно, что им и этого хватит. Никто думаю не удивится, что большинство случаев второго типа - в среде иммигрантов. В одной известной лекции про языковые плато использовали пример одного кажется японского иммигранта жившего в Нью Йорке, который вот так сознательно остановился на очень низком уровне и всем заявлял, что он в общении не собирается подстраиваться под местных. Они хотят с ним иметь дело - так пусть они под него подстраиваются и пытаются понять что он имеет в виду.

Ну так вот, для меня эти два типа - это может и плато, да не то. Потому что меня как преподавателя такие случаи не интересуют. Я считаю, что если потенциальный учащийся не включился в учебный процесс (в любом виде, курсов или самостоятельно) то он значит не учащийся и соответственно ни разу не объект моего профессионального интереса. Пусть случаями выше психологи занимаются, если им охота, или там маркетологи рекламирующие курсы, или политики определяющие что должен знать иммигрант для того, чтобы получить гражданство, на здоровье. Методисты же пусть занимаются теми, кто хотя бы изъявил хоть какое-то желание что-то выучить и улучшить.

Тем более что и таких случаев среди языков плато - масса. На любых курсах в любой организации есть люди, которые не двигаются никуда годами, а в некоторых случаях даже двигаются назад. Но при этом они очень хотят учиться! Они приходят и приходят каждый год. Если они пропустили один год, то уже через год жди их снова.

Вообще, считается что уровень intermediate - это тот уровень на котором "плато" случается чаще всего. Но оно может случится на любых уровнях. Например, в Британии на государственных курсах ESOL более распространены случаи когда устная речь застревает где-то не уровне Elementary, а чтение и письмо вообще не двигается выше Beginner. Годами. Иногда даже десятилетиями. Один коллега назвал это как-то очень хлестко "plateau at the base camp"(застряли у подножия) Жестко, но правда. Мне довелось слышать еще более нелицеприятные термины про тех кто застрял на каком-то уровне, но при этом все продолжает ходить учиться. Например, "lifer" (пожизненник). Или "cycler" - потому что такой студент по кругу крутится и крутится, но никак из круга не выйдет. А определенный уровень который этот студент никак не закончит называют "Долина Смерти" - он ее не перейдет.

Если кто сейчас схватится за сердце от того, какие черствые это люди - преподаватели, я вам скажу что большинство этих студентов вот так ходят и ходят за деньги налогоплательщиков, как вам это, устраивает? Или даже в случаях частных курсов, представьте, что вы тоже студент и платите кучу денег и вы хотите вперед двигаться как можно быстрее, а у вас в группе сидит парочка таких товарищей и преподаватель должен (а он именно должен) уделять им массу внимания.


Поэтому вместо хватаний за сердце и маханий руками, давайте я конструктивно порассуждаю про то, что работает и что не работает в таких ситуациях. Тут вообще все не сказать чтобы безнадежно, но очень и очень нелегко. И я это говорю не только как практик, но и изучимши некоторую литературу по этому вопросу.

Для понимания процесса вспомним пословицу "один в поле не воин", и еще представим мысленно картинку столика на трех ножках, обе эти штуки пригодятся.

Во-первых, ситуация со студентами-плато точно абсолютно не сдвинется никуда, пока кто-то верит, что все дело - в каких-то приемах, техниках и материалах которых учитель должен применить в классе. Мне попадались такие статьи и методические видео, и это так наивно, что даже неловко, как предложение лечить рак примочками. При этом я вполне понимаю эту психологию: ну нельзя же учителю вот просто махнуть на "платошника" рукой и пустить все на самотек. Надо же что-то делать! Что-то очень конкретное! Надо на уроках использовать больше картинок, больше игр, надо шрифт сделать покрупнее, надо сделать желтую или сероватую подложку, надо Марию в увлекательнейшем рассказе ("Мария встает в семь утра. Мария делает яичницу на завтрак. "Сынок, поспеши! пора в школу!") заменить на Фатиму, чтобы люди почувствовали связь с персонажами....

Все это напоминает мне старый мудрый анекдот "-А поможет, Рави? -Нууу... не повредит". Я честное слово не против картинок, игр, крупного шрифта и так далее. И, даже более оптимистично чем равин в анекдоте, я думаю, что это все не только не повредит, но даже и пригодится тем студентам, которые не плато (или дислексикам, например). Но при этом я считаю, что сама вот эта установка, что вывести студента из состояния языкового плато - это задача конкретного учителя и решается она очень конкретным списком заданий в общем классе - вот она как раз вредит. Потому что решение здесь все-таки не в типе упражнений совсем и не в каких-то волшебных распечатках с чудо-картинками. Решение гораздо более комплексное и ключ - во взаимодействии всех участников и в совместных усилиях.

Если студент-плато не прилагает правильных усилий, то никакие кульбиты преподавателя на уроке ему не помогут. Но про то, что надо делать самому студенту-плато дабы направлять правильные усилия на правильную цель, будет отдельный длинный пост (сразу же за этим).

Здесь же я напишу про других участников процесса. Ибо даже тандем студент+преподаватель может оказаться неэффективным, если обстановка, заведение, вся система при этом их не поддерживает. У столика о трех ножках все три - несущие.

Казалось бы, как так может быть, что заведение тандем преподаватель-студент не поддерживает? Ну вот вам такой пример. Много лет назад в Минске я как-то сидела в коридоре известной языковой школы (International House, только никому не говорите) Было лето, жарко, дверь одного из классов была открыта и я слушала наверное полчаса, как там молодая преподавательница занималась с одним студентом, мужчиной лет за сорок, индивидуально. Такие занятия в языковых школах обычно называются clinic: grammar clinic, writing clinic, pronunciation clinic, что угодно. И они предлагаются отстающим студентам - казалось бы, вот она, поддержка заведения на лицо! Но на самом деле вместо поддержки эта преподавательница мучала студента, мучала себя и даже в некоторой степени меня.

Потому что эта молодая преподавательница-белоруска говорила со студентом-белорусом на английском языке все занятие. Ну как бы вот такая вот у заведения International House этика - какая бы ни была страна, преподы со всеми студентами говорят на английском, даже на переменах стараются на английском со студентами здороваться. И это очень даже замечательно, про это правило можно много хорошего сказать. Но в той ситуации урок был grammar clinic и на английском преподавательница объясняла отстающему и слабому студенту знаете что? Внимание, барабанная дробь - Present Perfect Tense! (Здесь фанфары.) Ну то есть имеется студент, немолодой уже, который все ходит и ходит на уровень Intermediate, и ну никак грамматику не освоит, и явно страдает, пытаясь понять на этом уровне систему времен и более всего Present Perfect - что есть абсолютный бич ( в обоих смыслах) даже для очень способных русскоязычных студентов уровня intermediate. И вот на индивидуальном занятии с этим не самым способным студентом преподаватель делает абсолютно то же самое что делали до нее преподаватели на занятиях групповых: объясняет ему Present Perfect по английски, пользуясь учебником с правилами и упражнениями написанным для всех студентов мира, то есть не учитывающим трудности определенной языковой группы. Но если этот подход на групповом занятии для этого человека не сработал ( и уже много раз не сработал, судя по всему) то накой? накой, дорогие мои, делать абсолютно тоже самое на индивидуальном, снова и снова???

Железная этика заведения - это хорошо, но мучать студента разве этично? Ну объяснила бы ему на русском, что не надо путать Present Perfect с совершенным видом глаголов в русском, для начала хотя бы. Объяснила бы что вообще лучше не искать в русском параллелей, а рассмотреть это время как отдельный феномен. Про маркеры объяснила бы. Да много что можно на русском про Present Perfect объяснить. И пусть он бы ей на русском ответил что, как ему кажется, он пытается сказать, и что именно ему непонятно. Может быть это помогло бы. Может быть и нет. Ну попробовать-то можно? Уж точно не повредит.

Но нет, этика заведения была важнее. Преподаватели International House говорят на занятиях только на английском! Молодая преподавательница, видимо, опасалась, что за использование русского на занятии ее отругают или еще что. Вполне возможно что она зря боялась, и на самом деле на индивидуальном занятии можно было и разбить шаблон и по-русски поговорить, но ей, очевидно, этого ни коллеги ни менеджмент не объяснили. А это, стало быть, тоже проблема заведения. В итоге бедный тот мужик вышел из той двери усталый, несчастный, еще больше запутавшийся и наверняка решивший, что времена ему не освоить и вообще английский - это ужас и ужас-ужас.

Зачем была нужна такая "клиника"? Пытка а не клиника. Поэтому организовывать отдельные индивидуальные занятия для таких студентов надо не просто "чтобы были", а понимая особенности языкового плато. Я в следующем посте поподробнее напишу про такие занятия с учетом особенностей таких студентов.


Или вот другой пример участия заведения в судьбах таких студентов. Бывает что их всех определяют в отдельную группу. Само по себе это может быть как раз и полезно. Но только если при этом заведение не делает одной глупости и вредности - спихнуть группу где много таких студентов-плато начинающему преподавателю. Или может быть не совсем начинающему, но плохо знакомому с таким типом студентов. Но именно это и происходит чаще всего. Потому что многие опытные преподаватели просто не желают с ними мучаться, если можно отказаться. Кстати, самим таким учащимся от неопытности преподавателя будет ни холодно ни жарко, зато это верный способ заставить неопытного учителя возненавидеть профессию, себя в ней и всю систему образования в целом. Даже более "крепкие орешки" (вроде меня, а вы про кого подумали? ) могут несколько подрастеряться не имея соответствующей подготовки. Когда я первый год преподавала в Англии и еще плохо понимала отличие ESOL от EFL (до этого в Минске я преподавала студентам иняза) мне дали именно такую группу- плато, да еще и двух разных уровней, с бору по сосенке собрали. И я первое время находилась в полном шоке и тумане, решив что я кажется вообще ничего не понимаю в преподавании и вся предыдущая карьера мне приснилась, потому что они же ж ничего не усваивают вообще, это ж е...нуться, пардон мой френч! К счастью, потом мне дали обычные группы и жизнь наладилась. А по прошествии нескольких лет я уже сама была не против работать с такими студентами, потому что я считаю это очень интересно. Но только если это добровольно, и при полном осознании того, что это за группа.

Еще один "менее плохой", но все же далеко не айс вариант - это дать подобную группу преподавателю с оттакенным дзеном. Душевному здоровью преподавателя в таком случае ничего не грозит, это уже хорошо, студенты при этом будут очень тепло отзываться об уроках, учителях, администрации и всех-всех-всех, в конце года устроят стол со всякими вкусностями, и будут всем рассказывать (как умеют) как они завели на курсе много друзей и как они обожают свое заведение. Казалось бы, чего ж тут не айс? Да только то, что они опять же ни фига, прости господи, не выучили! А так-то все отлично. Так что в идеале группы надо давать тем, кто все-таки хочет чего-то с ними добиться. Хотя дзен как раз не помешает, если/когда добиться не получится.


Ну и кстати, у нашего столика о трех ножках может появиться и четвертая: окружение студента, например семья или начальство, или друзья. Но и с этой ножкой все как и с остальными тремя - может быть прекрасная дополнительная опора, а может и наоборот, весь столик испортить.


У меня много лет тому назад был показательный случай. Большой колледж в котором я тогда работала в один учебный год внезапно отменил все не-экзаменационные курсы. А это как раз такие группы, где больше всего "платошников", но не только, есть там еще и просто люди которым надо больше времени все освоить и они не успевают перейти с одного экзаменационного уровня на другой за год. И нам всем было за них обидно, и я это решение оспаривала, писала руководству неубедительные письма о том, как эти группы нужны таким вот студентам, как это важно для community, но все без толку. Мне отвечали что государство денег не выделило в этом году: и это могло быть чистой правдой, а могло быть и отмазкой: колледж был большой, курсов разных направлений не сосчитать, специалисты отвечающие за распределение фондов наверное были перегружены и им могло быть просто в лом выбивать что-то ради каких-то двух-трех несчастных групп. Я в финансировании была не специалист и пришлось смириться.

После этого в наше заведение пришла прошлогодняя немолодая студентка из "платошниц", махровых таких, которые вообще не двигались никуда годами. Пришла она со своей моложавой и бойкой дочкой с прекрасным английским и попросилась снова учиться. Но я не могла ее определить в экзаменационную группу, потому что она абсолютно не дотягивала до этого уровня, ну вот никак, ни по каким параметрам. Я объяснила им обеим ситуацию с отсутствием в этом году не-экзаменационных групп, высказала сожаление и надежду что может быть в следующем году они снова появятся. И сказала что может быть в этот год они в семье могут поддерживать у матери английский своими средствами. На что дочь ответила, что им всем некогда. Стало понятно, что она очень хотела чтобы мать хоть иногда убиралась из дому продолжала социализироваться. Она начала просить, чтобы мать определили в экзаменационную группу - дайте ей шанс, она справится, повторяла она. Я отказалась, потому что после трех лет нулевого прогресса на уровне ниже это было бы подставой и по отношению к преподавателю и по отношению к студентам этой группы и по отношению ко всему нашему отделу в целом, потому что за каждого студента который провалил экзамен с нас потом спрашивали. Ну я конечно последнего не объясняла дочери, я упирала больше на отсутствие подходящей группы для такого низкого уровня. Но дочь моими объяснениями не удовлетворилась и написала на меня жалобу руководству колледжа, что я лишаю ее бедную мать возможности учиться!

(Помещаю это в скобках, потому что суть истории не в этом, но думаю многим интересно: конечно же, после жалобы дочки высшее руководство немедля же приказало жэстачайшэ разобраться как я смею отказывать студентам, которые хотят учиться! Хотя теоретически гос-курсы могут отказывать студентам в приеме, это же не дети, но фактически это такая серая зона в которой преподаватели всегда крайние, а высшее руководство всегда ...ну вы поняли. Но тот случай у меня вызвал такой приток адреналина, что я потратила целый день, но написала подробнейший отчет о прогрессе этой студентки, рекомендациях ее преподавателей, приложила свои письма, где я буквально пару недель тому уговаривала это же самое руководство пересмотреть решение не открывать группы для подобных студентов, и в конце возмутилась что после всего этого из меня же делают виноватую. После такого разбухания весь вопрос замяли и никто меня больше не трогал, но осадочек остался. У всех.)


Так вот, подобное отношение семьи - совсем не уникально для студентов которые застряли на том самом base camp plateau. Семьи определяют их на курсы, а сами умывают руки. А часто еще и тюкают дома, что вот мол учишь и учишь, и все никак не выучишь, дура(к) ты у меня. Я такое слышала несколько раз даже на собеседованиях когда будущих студентов приводили родственники и прямо так преподавателям и заявляли! И единственная "помощь" от таких семейных коучей-демотиваторов часто заключается в предъявлении требований заведению, в упертом настаивании на том, чтобы их мать, жену,(реже - мужа, но тоже бывает) взяли на уровень выше, потому что им нужен именно этот уровень, и хоть трава не расти.

Чем такая семейная "помощь", лучше вообще никакой. Но еще более лучше(с)- помогать по-человечески. Идеально конечно помогать человеку дома практиковать язык, но во многих случаях этих знаний у семьи попросту нет. Но тогда можно попинать поддержать хотя бы морально. От освобождения от каких-то домашних обязанностей на час, чтобы человек сделал домашнее задание, до собственно напоминаний это домашнее задание сделать. На мой взгляд, в последнем нет ничего унизительного! Да, эти студенты - взрослые люди, но и среди взрослых много людей не очень организованных, да и вообще какому взрослому человеку не хочется поделать сегодня что-то интересное или конкретное, а учебу отложить на потом, и так всю неделю. Но можно например заранее в семье договориться: я тебе буду напоминать делать домашнее задание, ты будешь вздыхать и кривиться, но потом будешь его делать. (Признаюсь, мой муж был для меня в такой роли когда я дописывала последнюю часть своего последнего диплома. Я его об этом попросила и он эту роль прекрасно выполнил. Теперь считает что фактически этим дипломом я обязана ему. Еще кстати, моя мама тоже приняла в этом участие, хотя ее я как раз не просила. Но она по собственной инициативе у меня спрашивала в каждом разговоре, когда я уже закончу наконец диплом? Так что мой последний диплом - это все мой муж и моя мама, а я так вообще ни при чем! )

Кстати, если нет таких родственников, можно с каким-нибудь другом или другим студентом договориться и проводить учебные марафоны - в течение тридцати дней каждый день другу другу пишем, сколько времени провели учась дома и что делали. И чтобы каждый день хоть пятнадцать минут, но было. А если день пропущен, то срок удлиняется.

В таких вариантах четвертая ножка окажется очень полезной. Но, повторяюсь, без остальных ножек такой столик все-таки рухнет.

Продолжение про то, что делать студенту-плато чтобы помочь себе самому, следует.

Tags: английский Езык, училковое
Subscribe

  • (no subject)

    Умер наш National Treasure.

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…

  • О барьерах

    Попадались ли вам по жизни люди, у которых были явные "трудности обучения", либо же еще что-то такое явное, например, некоторая степень аутизма или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • (no subject)

    Умер наш National Treasure.

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…

  • О барьерах

    Попадались ли вам по жизни люди, у которых были явные "трудности обучения", либо же еще что-то такое явное, например, некоторая степень аутизма или…