Это же будет собственно о такой маленькой мелочи как сами студенты-плато и их роль во всем этом. Почему вообще некоторые люди застревают на плато, а некоторые нет? Или даже если ненадолго застревают, то вытаскивают себя сами из этого болота, как Барон Мюнхаузен за волосы. В то время как платошников не могут вытянуть ни бабка, ни дедка, ни внучка, ни жучка. В чем "антисекрет" плато?
Самое легкое здесь - это объяснить все общими способностями к языкам, интеллектуальными способностями вообще, возрастом и так далее. Это объяснение своему застреванию часто предлагают сами “платошники”. Начинают с возраста, потому что в возрасте своем человек уж точно не виноват, переходят на “языки мне никогда не давались”, и заканчивают “ну вот такой я тупой, голова не варит, жду когда изобретут таблетку для мозга”.
Я не могу не признать, что возраст и общие способности несоменно играют роль в застревании на плато, но они не единственные определяющие факторы. Базовые способности к чужому языку есть у всех кто научился говорить на своем. И есть много примеров людей в возрасте за семьдесят и за восемьдесят, научившихся новому, а уж тем более это касается людей помладше.
Ну то есть возраст и способности могут объяснить почему человек все усваивает медленно. Но они не объяснят, почему человек перестал все усваивать вообще.
Другой вариант – это сказать, что на самом деле этим людям иностранный язык, или более высокий уровень его, не так уж и нужен. Это объяснение часто предлагают окружающие “платошников”, от самих учителей до чиновников выделящих фонды. И опять же, соглашусь, что этот фактор играет роль.
Но в мире есть огромное количество людей изучающих что-то, что им не так уж и нужно и делающих прогресс при этом. От разнообразных хобби, до тех же самых иностранных языков. (Я например, учу сейчас самостоятельно португальский. Он мне думаете нужен для чего-то практического? Да ни фига не нужен. Я не собираюсь в Бразилию, сами туда езжайте в эту Бразилию. Но при этом у меня очень даже неплохие успехи. Несмотря на возраст, хе-хе)
Вообще довольно трудно определить, насколько четко другой человек, особенно не близкий вам, представляет себе итоговую цель своего обучения. Даже если он вам ее расскажет в подробностях, нет гарантии что он ее так себе представляет, а не просто выучил текст. В Британии уже несколько лет идет политика связывать курсы ESOL с работой, и предлагать эти курсы бесплатно только тем из неработающих, кто обещает пойти работать. И я вам могу сообщить, что за годы этой политики все безработные студенты прекрасно приспособились как по команде отвечать в нужное время в нужном месте, что они учат английский для того, чтобы в будущем начать работать. Но количество и качество застрявших на одном и том же уровне студентов при этом не поменялось. С другой стороны, такие безработные но якобы в (не)далеком будущем собирающиеся на работу (чаще всего этого пожизненные домохозяйки с детьми) есть и на более высоких уровнях и у них совершенно прекрасный прогресс во всех аспектах. Чем же они тогда отличаются от застрявших?
Ну и третье объяснение, связанное с предыдущим, в том, что у этих людей нет некоего “подстегивающего” стимула, потому что они не платят за обучение. Но если бы это был главный определяющий фактор, тогда на любом бесплатном или дешевом курсе все студенты бы фигней маялись. А на дорогих курсах все были бы гении, усваивающие материал в десять раз быстрее. Но на самом деле на бесплатных курсах есть множество способных студентов, а в частных школах и курсах тоже попадаются студенты-плато, которые вот так ходят и платят, платят и ходят, а с места не двигаются и мучают окружающих за свои деньги.
В принципе, перечислив все вышесказанное можно сказать, что может быть ни один из этих факторов сам по себе не решающий, но в совокупности они как раз все и решили. И сделать собирательный профайл типичного “платошника” или “платошницы” (ну типа: немолодая, глупая тетка, не платит за свое обучение, не собирается работать... прямо-таки хоть сейчас рисуй с нее плакаты-страшилки для UKIP!)
Но как преподаватель я лично не люблю подобный профайлинг студентов по возрасту, профессии, семейному положению, национальности и так далее, и не только по этическим соображениям, а еще и потому что я не вижу как потом мне эти "профайлы" практически применять. Я что, могу изменить возраст студента или повлиять на его/ее желание работать?
Кроме того этот “профайл” так и не объясняет мне, почему эти люди продолжают хотеть учиться и приходить. И как это их неизбывное желание "учиться" обратить, наконец-то, в "выучиться".
Так что отправляем этот профайл в архив и смотрим дальше.
Тут позвольте мне вспоминить одну аналогию. Однажды я слушала американскую лекцию про языковое плато и трудности иммигрантов в усвоении языка, и там лектор-гуманист произнес такую фразу "a drowning man cannot learn to swim". ('Утопающий не в состоянии научиться плавать') И зал прямо взорвался аплодисментами.
И тут меня осенило. Меня осенило, что он не прав! Эти студенты-плато, они не в состоянии учиться новому не потому что они не умеют плавать. А потому что они УЖЕ НАУЧИЛИСЬ НЕ ТОНУТЬ. Они худо-бедно в какой-то момент выучили те слова и те выражения которые нужны были кровь из носу, которые теперь позволяют им выполнять какую-то ежедневную деятельность. Очень ограниченную, но такую к какой они привыкли. И им это КОМФОРТНО.
При этом по какой-то интересной причине дискомфорта эти студенты избегают как черт ладана. Любой, даже самый маленький уровень дискомфорта, который ждет их на уроке, когда надо понять что-то новое, запомнить это, употребить это, будет ими отвергнут в пользу комфорта. Было бы чудесно понять эту причину досконально, но пока это не сделано. Сила привычки здесь наверняка играет роль. Подозревают также что это что-то связанное с самооценкой, боязнью сделать что-то новое неправильно и подвергнуться за это критике. Хотя при этом делать неправильно что-то старое, осознавая что это неправильно, им не страшно, и критика учителя в таких случаях почему-то на самооценку не влияет.
Я видела потрясающие просто случаи, когда, допустим, я прошу студентку написать свой адрес заглавными буквами, все это с образцами, и большие буквы она знает, но она пишет первые две-три заглавными, а дальше снова маленькими. И я опять прошу большими, а она кивает и пишет снова маленькими. И третий раз тоже самое, а дальше я уже остановилась
Или другая ситуация, на уровне повыше. Преподаватель на уроке отрабатывает некий список новых слов на определенную тему. Теперь задание в парах - надо обсудить несколько вопросов, составленных так, чтобы в ответе на них можно употребить эти новые слова. И список слов рядом. Что делают студенты? Правильно, абсолютная классика, знакомая каждому преподавателю: просто начинают отвечать на эти вопросы игнорируя новые слова. Преподаватель останавливает их, напоминает про то, что надо в свои ответы вставить хоть какие-то из новых слов, потому что только так их можно запомнить. Разговор возобновляется и обычные студенты второй раз уже постараются эти слова худо-бедно в свои ответы вставить. Но не студенты-плато: эти ни одного нового слова по-прежнему не употребляют, хотя беседовать при этом могут вполне оживленно (оживленно беседовать можно даже обмениваясь отдельными словами, поверьте мне) и вопросы им в целом интересны. Но они могут на них ответить и без новых слов. Так гораздо комфортнее. Комфорт - это все.
И
Если мы вернемся к аналогии с плаванием, то как уже было выше сказано, студенты застрявшие на плато не тонут, а повторяют до бесконечности то, что у них уже хорошо получается: комфортно болтаются на поверхности воды на спинке, или же даже двигаются в воде как умеют абы как двигая руками и совершенно неправильно ногами, что выходит совершенно неэффективно, но создает видимость какой-то деятельности.
Если такие "пловцы" вдруг выпадут из метафорической лодки в середине метафорического озера, то есть небольшой шанс что они как-нибудь доберутся до берега. Но если рядом будет действительно хороший пловец, они скорее всего повиснут на нем. Что и происходит когда им надо общаться на какие-то серьезные темы в серьезных ситуациях. Допустим, в больнице: они пойдут туда с кем-то, кто будет им переводить. А в несколько менее серьезных, но тоже более ли менее важных ситуациях, допустим в job centre, или придя записываться на курсы, они уже знают, что большую часть расстояния за них закроет их собеседник.
Вот типичная ситуация: урок начался десять минут назад, тут заходит студентка (такие студенты нередко опаздывают), садится, достает бумажки, подключается к беседе других студентов, тут ловит взгляд преподавателя и произносит -“Teacher, teacher, I going to the doctor.”
И далее уже заботливый учитель начинает выяснять, что именно она имеет в виду. Она опоздала потому что только что была у доктора? Она пойдет к доктору после урока и хочет сказать, что ей надо уйти пораньше? Или может быть она просто делится новостями, потому что тема беседы “что интересного вы делали на прошлой неделе” (и группа уже несколько недель долбит формы прошлого времени, между прочим!). Уверяю вас, это может быть любой из трех вариантов. И добрый преподаватель приложит максимум усилий, чтобы выяснить что имеет в виду студентка: будет использовать жесты, слова-маркеры ("yesterday?" “tomorrow?" “After this class?”) играть в “двадцать вопросов” пока она отвечает, нет, нет, да, нет, и в конце концов правильный ответ будет найден: так студентка хотела объяснить свое отсуствие на прошлом уроке!
И вот примерно то же самое за пределами класса делает при общении с ними добрый работник job centre, добрые работники еще каких-то служб и заведений, где обмены довольно простые и где можно добиться достаточного понимания после приложения определенных усилий. Помните пример японского имигранта в Нью Йорке из предудущего поста? Который заявлял что если какие-то американцы хотят иметь с ним дело, то пусть сами и разбираются, что он на плохом английском имеет в виду. Ну так вот тут вообще-то то же самое, только в отличие от того имигранта который откровенно заявил что он ничего в английском больше улучшать не собирается, наши “платошники” вроде как хотят говорить лучше и знать и понимать больше, и вот же ходят и пытаются учить, но как только дело доходит то реального разговора, то “I going to the doctor” – и хлоп на спинку, а дальше им помогает добраться до берега собеседник-опытный пловец. А в тех ситуациях, где опытных пловцов не будет, или где им никто помогать не захочет, то туда они и не полезут, потому что одним умением держаться на воде там не обойдешься, и риск начать тонуть слишком большой.
Таким образом у людей-плато образуется вот этот самый ограниченный круг деятельности и существования: стимула улучшать что бы то ни было внутри привычного круга нет, потому что и так комфортно, и так поймут. А стимул выходить за круг? Выучу и пойду зарабатывать деньги. Выучу и поеду в соседний город сама по себе. Этот стимул видимо слишком далек и аморфен, и он не пересиливает страх утонуть. А зачем им дискомфортно тонуть, если можно очень комфортно не тонуть?
А уж сами уроки на языковых курсах для таких студентов - это вообще не озеро, не река и уж тем более не бушующее море где надо выживать. Это бассейн. Причем и не "Олимпиец" какой-нибудь, где на соседней дорожке плечистая команда в мини-плавках тренируется к чемпионату мира, а скорее такой бассейн-спа, с музыкой и джакузи. И если они даже периодически начинают в этом бассейне под чьи-то советы или самостоятельно пытаться освоить какой-нибудь правильный плавательный стиль, то, как только это оказывается трудно, неудобно или странно, то сразу же гигантский соблазн вернуться к тому что они и так знают. Замечу - не выйти из бассейна, бросив все это дело, а перевернуться на спинку и комфортно плескаться, потому что это приравнивается к какой-то деятельности.
И в этом кстати один из ключей к тому, почему многие так упорно продолжают ходить на всякие курсы, хотя при этом абсолютно никакого прогресса не демонстрируют и собственно и никаких усилий не прилагают, с точки зрения учителя. С их-то точки зрения они усилия как раз прилагают! Просто им кажется, что вот эти внешние действия - записаться на курсы, ходить на курсы, вставать в такое-то время два-три раза в неделю, собирать сумку, добираться до места, приходить, здороваться со всеми, садиться за стол, доставать свои тетрадки, бумажки и карандаши, смотреть в направлении доски, смотреть на учителя, усердно переписывать что-то с доски в тетрадку (даже когда преподаватель умоляет этого не делать), весь этот внешний антураж - это и есть усилия. Все эти действия убеждают их, что они не какие-то вам лентяи, которые сидят на попе и ничего не делают, они как раз очень активны! Соответственно у них поднимается самооценка, улучшается настроение. Раз они все вот это делают, значит они учатся. И однажды они научатся! Но вот сегодня они просто посидят в джакузи, но ведь это тоже полезно, правда?
Только вот такая штука, заведениям типа бассейна-спа абсолютно все равно, что люди, которые туда приходят годами, так и не научились правильно плавать. Им важно чтобы не было никаких инцидентов и чтобы посетители оставили хороший отзыв "вода чистая, атмосфера приятная, персонал доброжелательный, получила огромное удовольствие, приду еще раз". Но вот языковые курсы - это не бассейн-спа. Их главная цель - помочь студенту добиться прогресса. Если прогресса нет, то никакая положительная оценка атмосферы, персонала и собственного удовольствия это не компенсирует. Особенно когда курсы государственные, на деньги налогоплательщиков. Но то что происходит часто в таких группах, это как раз то самое спа с джакузи. И на выходе в принципе довольные собой но абсолютно ничего не усвоившие люди. Или же не очень довольные, но утвердившиеся в комфортной мысли, что уж они-то все от них зависящее сделали, а что не выучили ничего - ну стало быть не судьба.)
Тут я думаю у некоторых уже напрашивается совет – в таком случае надо передать бассейн-спа в лагерь boot camp! Чтобы комфортного варианта “болтаться на воде
Ну, если это организовать таким образом, что вчера еще было спа, а сегодня уже лагерь, то все студенты в шоке попросту разбегутся, и проблему плато это не решит. Они просто перестанут приходить. Ну, окей, перестанут тратить деньги налогоплательщиков. Я знаю, некоторые коментаторы тут скажут, что это уже и будет самый лучший результат, но нас преподавателей такой результат, знаете, все-таки совсем не устраивает.
Поэтому ищем некий промежуточный вариант... бассейн с элементами boot camp? Boot camp с элементами спа?
Об этом – следующий пост.