безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

Языковое плато Доктор, а это вообще лечится? Часть третья : Трудовой лагерь

В предыдущей части я рассказывала про языковое плато всякие ужасы и пичальки и вообще нагнетала, так что, надеюсь, уже никто не ждет золотый методический ключик, который откроет потайную дверцу и решит все проблемы за раз.
Как я уже писала в первом посте, проблема плато - настолько комплексная, что одному ее не решить, а только совместными усилиями всех участников направленными не верную цель.

Сегодня напишу про некоторые из таких приемов которые касаются организации учебного процесса для таких студентов, а именно как вместо спа устроить boot camp, но так, чтобы никто не заметил.

Начнем опять с плохого. В ситуации со студентами-плато надо во первых признать следующее: что бы там преподаватель, заведение и даже семья ни делали, какие-то случаи останутся совершенно безнадежными. В некоторых случаях "языковое плато" таки не лечится. Но в каких? Помните я в прошлом посте развивала аллегорию с плаванием и бассейном-спа? Так вот, некоторые студенты совершенно точно приходят на курсы именно как в бассейн-спа, получить удовольствие от водички и погреть косточки в джакузи, а плаванье им до лампочки. Они приходят не учиться, а только и исключительно общаться. Соответственно, они и выучат ноль, что бы вы ни делали.

Но они этого, разумеется, никому не скажут. Да они и сами себе этого не скажут. Поэтому нет и не может быть метода определить таких студентов на собеседовании и типа не пустить их на курсы. Те, кому кажется что такие методы возможны - либо уже имеют много лишних предубеждений, либо они. менеджеры из высшего эшелона, считающиечто все можно быстренько определить и разрешить за минуту, просто глупые подчиненные этого не понимают.

Начальный низкий уровень этих студентов здесь не показатель. Некоторые такие безнадежные 'платошники' могут иметь более высокий уровень в некоторых навыках чем те студенты, которые будут хоть как-то учиться. Эти навыки они усвоили сто лет назад и с тех пор ничего к ним не прибавили, но это невозможно выяснить тестированием и собеседованием. Полное отсутствие желания и способности осваивать новое у таких людей выясняется уже во время обучения, и для этого надо не один и не два урока, а несколько недель. Но после нескольких недель учебы было бы странно выкидывать людей с курса, который все еще продолжается. Так вот решение здесь в том, чтобы сделать эти курсы небольшими по длительности. Где-то длиною в семестр: недель 10. После этого начинается следующий курс (этого же уровня, но типа "Курс B") и кто-то на него перейдет, а кто-то, пардоньте, 'всьо'. Но об этом надо предупреждать всех еще в начале "Курса А". Короткие курсы тяжелее организовывать административно, но они подбадривают участников, создают более конкретную цель и сроки. Это кстати, все равно не значит, что разговор будет легкий: объяснить студенту что на следующий курс он не перейдет из-за полного отсутствия прогресса в любом случае нелегко. Но альтернатива этому - продолжим тратить деньги налогоплательщиков, чтобы несколько человек приходили три раза в неделю поболтать друг с другом. И я знаю что некоторые мои коллеги очень гуманны и не против этого, но я все-таки считаю что основная роль учебных центров не в этом. Я думаю, если несколько недель приятного общения мы человеку предоставили за счет государства, то ладно, но в какой-то момент пора и честь знать.

Кстати, разговор о том, что на новый курс человек не перейдет, пройдет чуток легче, если до этого курс был не целиком в виде бассейна-спа со сплошными сю-сю-сю от преподавателя, а где студент уже и сам видел, что он много где недорабатывает. Поэтому я и говорю, что надо аккуратно вводить в наше спа элементы boot camp. И даже что эти элементы дают некоторый, совсем небольшой, но шанс, что "клиент спа" немного поменяет свое отношение к тому, что надо делать на курсе, что-то выучит и перейдет на другой уровень. Ну ооочень небольшой шанс, прямо скажем.


Тут наверное уже назрел вопрос, а по каким признакам преподаватель может определить даже и за несколько недель вот такого "клиента спа", то есть что какой-то студент приходит чисто для общения и не учится ничему и не собирается, если собственно и вся остальная группа тоже ползет со скоростью стада улиток?

Тут есть несколько признаков. Во-первых, такие "клиенты спа" будут очень часто опаздывать и/или уходить раньше. Из этого кстати не следует обратное, что все опаздывающие - безнадежны, но надо как можно раньше выяснить в чем причина регулярных опозданий. В Британии бывает, что курсы находятся у черта на рогах, машины у человека нет, соответствующий автобус приходит раз в два часа и безбожно опаздывает, с работы невозможно уйти даже на 15 мин раньше, или ребенка надо позарез забрать из школы до определенного времени и так далее. Но студенты желающие учиться в таких стесненных обстоятельствах обычно предупреждают заведение об этих обстоятельствах заранее и им, кстати, довольно обидно за это пропущенные время. Студенты же которые приходят просто пообщаться никаких неприятных чувств не демонстрируют и легко объясняют свои постоянные опоздания тем, что они а) медленно ходят б) с утра что-то заболело в) traffic г)хлопоты под дому(!) ... и прочие причины, которые зависят исключительно от них самих.

И вот это последнее, что эти причины вообще-то под их собственным контролем, надо ставить им на вид, и каждый раз. Когда люди вот так вот регулярно опаздывают, то это посылает соответствующий сигнал и остальным студентам, которые тоже начинают опаздывать (ну у кого из нас что-то не заболело с утра?), и это очень плохо влияет на такие группы. Я вообще заметила, что на группы высокого уровня, где люди больше мотивированы и в целом с более зрелым отношением, опоздания отдельных студентов влияют на остальных далеко не так явно. В некоторых случаях вообще даже и не раздражают. А вот чем ниже уровень социальной ответственности знаний и навыков, тем больше вероятность что все это перерастет в полный хаос. Поэтому здесь надо действовать очень жестко - например, установить порог, скажем 15 минут, после которого студента на урок не пускают. Но в этой ситуации архиважна поддержка всего заведения - это должно быть правило в котором преподавателя категорически поддержит вся администрация и менеджмент. Я это наблюдала в одном заведении, частной школе, где это правило было установлено вообще абсолютно для всех групп, и это действовало прекрасно. Ну то есть самые отъявленные опаздывальщики просто разворачивались и уходили домой и таким образом теряли урок, но зато всю остальную группу это дисциплинировало. И все преподаватели знали, что после первых 15 минут точно никто никого не прервет и можно сфокусироваться. И когда однажды одна очень непростая студентка стала жаловаться сначала на преподавателя, потом на менеджера, потом на старшего менеджера, и все выше и выше, почему это ее не пускают на урок на сорок минут позже, ведь она же платит кучу денег, то ответ был один и тот же на всех уровнях, и никто не стал делать для нее исключений. И это было очень качественное заведение с очень качественными курсами, наверное лучшее во всей моей карьере.
А в другом заведении я наблюдала ровно наоборот. Менеджмент как бы на словах радел за дисциплину, но при этом заявлялось, что пусть мол преподаватели сами определяют правила, сами их устанавливают, сами что-то требуют и сами решают когда соблюдать, а когда нет. В результате в одних группах преподавателям было абсолютно насрать, извините но именно это слово здесь подходит больше всего, абсолютно и совершенно насрать, кто когда на урок придет и когда и как уйдет. Другие же, установив жесткие правила, слышали потом жалобы от студентов, что а вот в другой группе их подруга приходит позже и ей ничего ни разу за это не было! Когда эти жалобы доходили до менеджмента, то начинались никуда не ведущие беседы про то как надо быть гибче, про то как надо рассматривать каждый случай отдельно... и тогда жесткому преподавателю либо становилось тоже насрать, либо хотелось побыстрее оттуда свалить. И это было одно из самых худших заведений в моей карьере ( не только по этой причине, разумеется)

Итак, с опозданиями разобрались, теперь еще один признак безнадежного "клиента спа". Отсутствие произвольного внимания во время объяснения или тренировки нового. Это кстати не так уж и просто определить, потому что когда мы говорим о взрослых, а часто и немолодых, студентах, то никто из них не играет (на виду) с телефоном, не пуляется шариками, и очень мало кто отвлекается разговорами с соседом или соседкой. Взрослые очень хорошо умеют смотреть в правильном направлении, делать сосредоточенное лицо в нужный момент и даже кивать. Кроме того, со студентами настолько слабыми легко спутать отсутствие внимания с отсутствием понимания и запоминания - человек может слушал и действительно пытался понять, но пока не понял и/или не запомнил (но спрашивать преподавателя он не будет, студенты-плато почти никогда не переспрашивают и не пытаются прояснить непонятое, это навыки более высокого когнитивного уровня)

Чтобы различить непонимание от тотального невнимания, надо им на уроках давать побольше заданий, где проверяется абсолютный минимум понимания и по очень простому принципу, начиная вообще с бинарного - да или нет, направо или налево. Ну, как пример, задание на окончание третьего лица единственного числа* : Студенты опрашиваются сначала несколько раз по кругу, а потом уже по выбору преподавателя. Преподаватель каждый раз подсказывает местоимение и глагол, а студент либо приставляет окончание -S либо нет. П: He, go С: He goes. П: I, go - С: I go. (для начала можно вообще один и тот же глагол давать и разные местоимения, потом добавить пару других глаголов) Сначала многие будут путаться, но после пары кругов уже не будут. Кроме тех студентов, кто вообще не следит за тем, что происходит. Мне попадались люди в этих группах которые просто говорили абсолютно абы что каждый раз когда до них доходила очередь: going, does, you, yes, no, good morning. Конечно, если подобную игру с бухты барахты провести один раз в семестр, то это ни о чем не скажет - может голова у человека болела в тот день. Но если подобное делать регулярно, то закономерность обнаружится - те, кто в состоянии усвоить хоть что-то, будут сначала ошибаться, но это будут конструктивные ошибки. Безнадежные же будут в этих заданиях попадать пальцем в небо чуть менее чем полностью. Потому что они не следят за происходящим, они ждут когда опять будет комфортно.

Следующий признак безнадежного 'клиента спа' вообще говорит сам за себя: домашние задания не выполняются почти никогда. Домашнее задания на таких низких уровнях вообще штука сложная, потому что даже старательные студенты-плато учиться самостоятельно не умеют, часто делают совершенно не то, что было задано, либо же им слишком хорошо помогают их семьи (я как-то писала про студентку, за которую всю пропись заполнили за выходные внуки, и она все это дело с гордостью своей преподавательнице преподнесла). Но когда человек вообще ни разу за курс не раскрывает дома ни тетрадь, ни учебник, ни что угодно - тут проблема очевидна. Поэтому обязательно надо давать домашнее задание, и обязательно проверять его наличие. И выслушивать отмазки без сочувствия (а отмазки кстати будут такие что слезу прошибут! ). Это не значит что надо отчитывать взрослых людей за невыполненное д/з - просто выслушать причину молча, без сочувственных "ой, ай, ах, ох, я все понимаю", и продолжить урок.


Ну и последний признак "клиента спа". Чересчур настойчивое использование тех навыков которые у них априори лучше чем у других студентов - в заданиях, в которых нужны другие навыки. В случае групп застрявших на низких уровнях у некоторых из таких студентов довольно таки сносная, особенно на фоне других навыков, устная речь. И соответственно огромный соблазн всю свою деятельность на уроке превратить просто в бесконечный разговор, используя слова которые они давно хорошо знают. И это совершенно естественно - в ситуации когда человек чувствует некий "вызов" (challenge) одна из защитных реакций - использовать тот инструмент, которым лучше владеешь. Даже если инструкция велит сделать совершенно другое. Ну например, если человека просят прочесть текст и пересказать его другому студенту, а он плохо читает (но не настолько плохо чтобы вообще не понять текст), то он просто начнет болтать о том о сем с другим студентом, потому что говорит он намного лучше чем читает. А уж если он говорит лучше, чем этот второй студент - тут все, тут будет монолог. Ведь это же один из способов поднять себе самооценку, за счет того, что другие - хуже тебя.

Так вот тут очень важно преподавателю не просто останавливать и возвращать людей к заданию, но и вообще не хвалить их за то, что они используют знания с которыми они уже пришли на этот курс. Более того, быстро прерывать других студентов, которые их хвалят за то, что они так хорошо говорят (такие всегда будут в этих смешанных группах, эти студенты вообще очень доброжелательный народ) Естественно, не говорить всем "перестаньте хвалить его за то, что он говорит лучше вас", а останавливать их, например, сменяя тему и вообще задание. Но останавливать.

И я знаю, этот момент кажется несколько противоречивым, ну как это не хвалить студентов за что-то, что они хорошо умеют делать? И я это советую только по отношению к студентам-плато. В других группах все иначе. Но что касается студентов-плато, хвалить их и поощрять за то, что они научились делать что-то задолго до того как пришли на курс, это - та самая ванна-джакузи. Посидели-погрели самооценку, а толку? Поэтому, я считаю, хвалить их надо только за то, что освоено на уроке, а если с прошлого урока перенесено на этот - так вообще замечательно. Если это сделано плохо и с ошибками, то хотя бы за старание надо хвалить. Человек сделал именно то задание, которое ему задали, сам, пусть и не очень хорошо - за это можно и похвалить. А за то, что он вместо того, чтобы писать текст, разговаривает с остальными о своих болячках внуках - нет уж.


Ну допустим, совсем уже безнадежные или не туда попавшие постепенно отсеялись, что делать с остальными, которые тоже вроде как хотят научиться плавать и будут иногда стараться, но всегда предпочтут комфорт дискомфорту. Потому что дискомфорт - огромен, а цель - далека и аморфна. Учиться лучше сказать вот это, лучше написать то, быстрее прочитать это - а зачем? У большинства таких студентов крайне узкий круг интересов, и я уже писала о том, что общаться хоть как-то внутри этого круга они научились ( а если не научились на английском, то приспособили другие средства, как ходить в определенные места всегда с тем, кто за них переводит, например ) Так вот выманить их за пределы этого круга - вот это это и есть самое трудное в их случае!

И государственные инициативы тут не очень-то помогают. Я, честно говоря, не считаю что в мою роль преподавателя английского входит заинтересовать человека перспективой работы. Однако от преподавателей ESOL это ожидается - по старой доброй традиции требовать от учителей чтобы они волшебной палочкой исправили все то, что везде не так - с детьми ли, с родителями ли, с обществом ли... Ну то есть, не то что бы мы должны нашим студентам работу подыскивать, но гос-инициативы обычно требуют, чтобы мы все группы ESOL пичкали материалами, связанными с темой труда - таким образом считается, что это замотивирует их искать работу, и уже вооружившись этой благороднейшей целью они будут улучшать языковые навыки. На высоких уровнях тему труда можно осветить очень интересно, там можно про общение на работе поговорить, про права работников, даже про капитализм vs социализм и так далее, и студентам нравится. Но на низких уровнях, да еще со студентами застрявшими на плато, единственный действительно практический навык как-то связанный с работой - это научить их заполнять формы более ли менее понятно. Это важно и нужно, и мы это делаем конечно, но это ужасно, ужасно уныло. И точно не тянет на тот пряник, который выманит их из зоны языкового комфорта. Все же остальное так и вовсе убого, все эти картинки разных профессий, из года в год, ну какую пожизненную домохозяйку или разнорабочего потерявшего работу из-за травмы позвоночника могут на что-то мотивировать картинки "She is a doctor. He is a lawyer"? Или рассказ про то как Ахмад и Фатима работают "cleaners" - о, это конечно вообще образец вдохновения!


Короче, работа не волк, в лес не убежит работой, формы мы заполняем в обязательном порядке, но моим ноу-хау( да не только моим) было искать какие-то темы, которые будут расширять границы их интересов, но при этом так их впечатлять что захочется узнать эти новые и сложные слова, чтобы понять содержание преодолевая дискомфорт. А вот это ужасно трудно! И вообще зависит целиком и полностью от конкретных людей, конкретного класса. Пример двух тем которые прошли на ура в одной из моих групп - путешествие Уильяма и Кейт в Пакистан в 2019, и лондонский музей Victoria & Albert ( там куча драгоценностей и красивых вещей) Но это очень индивидуально. Так что тут опять же надо примерно себе представлять чем интересуются или могут заинтересоваться студенты и подталкивать их к расширению этой зоны интересов на один сантиметр.


Ну еще пару моментов о том, как организовать дополнительные задания со студентами-плато. В хороших заведениях для некоторых из них организуют Learning Support Assistant. LSA могут быть полезны а могут и нет. Если LSA сидит с кем-то только на самом уроке, то пользы от этого больше всем остальным студентам, так как преподаватель меньше отвлекается на того, кто слабее. Самому же студенту это помогает только частично. Естественно, LSA за них работу не делает, и разделяет материал на еще более крошечные порции, чем это делает преподаватель, и это помогает им сделать часть задания, это все очень неплохо, просто коэффициент полезного действия получается низковатый.

В моем опыте самой эффективной оказывалась такая система, которую я назвала "good cop, bad cop". Когда LSA - "good cop" и занимается с такими студентами индивидуально между групповыми занятиями, помогает им с материалом который или только что был пройден и будет как-то проверятся, или же будет пройден глубже на следующем занятии. Групповые занятия с преподавателем ( "bad cop") таким образом создают некоторую искусственную цель, ради которой эти студенты осваивают новое с LSA более старательно. Потому что если они это не освоят с LSA - то на уроке им будет дискомфортно. Естественно, преподаватель в курсе того, что именно LSA делал на индивидуальном занятии, и обязательно заметит и похвалит таких студентов если они эти новые знания демонстрируют. Если LSA еще и говорит со студентом на одном языке, то это вообще замечательно, потому что можно массу времени сэкономить на объяснениях.
К сожалению, LSA не могут выделить каждому студенту-плато, а выделяют только тем, у кого какие-то еще трудности в обучении, дислексия например, или какие-то серьезные проблемы. А было бы здорово выделить их каждому.




* честно говоря я вообще не считаю это правило жизненно необходимым для долбежки на низких уровнях, но привожу его здесь как самый простой в описании пример.

Tags: училковое
Subscribe

  • (no subject)

    Умер наш National Treasure.

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…

  • О барьерах

    Попадались ли вам по жизни люди, у которых были явные "трудности обучения", либо же еще что-то такое явное, например, некоторая степень аутизма или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments