безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Categories:

Шок-Контент! Разоблачаю Методы Изучения Языков! Слабонервным не смотреть! Часть Третья: Натуралы

Если Вы не читали мой прошлый пост (Части Первая и Вторая) на эту тему, то можете начать с него. А можете и не начинать, что я вам тут буду указывать, училка я что-ли? Можете начать прямо отсюда.


Часть Третья: Натуралы

Итак, те, кто, как хорошие и послушные мальчики и девочки, прочли мой первый пост, наверняка помнят, что там речь шла о ненавидимом фактически всеми, вынимающем душу, сердце и печенку, занудном Дедушке Грамматическо-Переводном Методе.

И совершенно понятно, что где-то под конец века девятнадцатого, века инноваций и торжества прогресса, некоторые умные люди стали задумываться о том, как сделать обучение живым иностранным языкам эффективнее, но при этом доступнее (Ибо способ "выписать чаду французскую мадемуазель или английскую мисс" был уже давно известен, но почему-то не получил распространения за пределами аристократии, я уже даже не знаю почему...)

Так вот задумываясь об этом, эти новаторы решили действовать от противного - отринуть этот ненавистный грамматически-переводный метод чуть более чем полностью. И вернуться, насколько это возможно, в лоно матушки природы. Ну то есть вернуть ученика, в том числе и взрослого человека, в то состояние, когда он несмышленышем осваивал родной язык. Они рассуждали так: все нормальные люди, даже и те кто академиев не кончали, в состоянии вполне сносно общаться на родном языке ( Я знаю, тут многие уже готовы поспорить, и я среди них, но будем же добры и благоразумны и признаем, что таки сносно - могут) И они научились этому общению просто разговаривая активно с родителями и прочими, но абсолютно безо всякой терминологии "суффикс/склонение/родительный падеж". Значит, и второй язык люди могут освоить примерно тем же, естественным способом, решили новаторы.

Потому один из терминов применимых к возникшим таким образом методам - "натуральные". Но вообще-то более конкретно они потом назывались "Прямой" и "Аудио-лингвальный". И это были поистине на тот момент инновационные методы, и любые последующие их критики (а их есть) всегда признают то, какой это был огромный и важный прорыв в том историческом контексте.


Прямее Некуда или Оn Being Direct

Вот основные принципы Прямого Метода. Посмотрите насколько они диаметрально противоположно грамматико-переводному:

1) Для любого общения на уроке используется только и исключительно изучаемый язык. Никакого перевода ни в ту ни в другую сторону. Используются картинки, жесты, объяснения и так далее, все что угодно - но не перевод.
2) Абсолютный приоритет устной речи (чтение и письмо в этом методе не то чтобы совсем игнорировалось, но устная речь была совершенно точно в фаворитах)
3) Поддерживается и поощряется общение (правда в то время у лингвистов концепция того, что именно входит в "общение" или "коммуникацию" была намного более ограничена чем теперь, но это примерно как винить Ньютона в том что он не знал теорию относительности)
4) Полная и постоянная задействованность учеников на уроках: им все время надо что-то повторять за преподавателем, что-то менять в конструкциях, генерировать собственные высказывания - тут уж на задних партах неприличные картинки тайком не порассматриваешь не поспишь и мух не половишь.
5) Никаких описательных грамматических правил и никакого намеренного изучения правил. Студенты сначала заучивают конструкции повторяя за преподавателем, а потом уже постепенно доходят до каких-то обобщений и осознания правил. Если уж им так хочется. А вообще грамматические правила не обсуждались. И это - в общих чертах - основа индуктивного метода, метода "снизу - верх".
6) Преподаватель очень активно задействован и работает в режиме нон-стоп. То модель показывает, то слушает кто как из учеников повторяет, то вообще дирижирует - кто сейчас будет говорить, а кто потом. Кстати, из-за такой огромной и постоянной нагрузки на учителя прямом метод не стал мгновенно мегапопулярным, хотя признание получил.

Я думаю тут уже многие увидели что почти в каждом пункте найдется кто-то, кто может сказать: да, здорово, я хотел бы именно так учиться, мне бы именно это зашло! И есть целые школы, например известная сеть школ Берлица, основанные на этом методе. ( Я -честно признаюсь- не знаю никого кто работал или учился в этих школах в последнее время. И посмотрев их сайты у меня есть подозрения что они довольно сильно модифицировали Прямой Метод учтя новые наработки методики, подрастеряв таким образом его "уникальность" - на которой они, впрочем, продолжают настаивать. Маркетинг - он такой маркетинг... )

С другой стороны кто-то другой (как я, потому что я жуть как не люблю представлять взрослых студентов несмышленышами) может долго и активно спорить с каждым пунктом, но уж совершенно точно не в том плане, что давайте мол вместо всего этого вернемся к старорежимному Грамматику-Переводному, до посинения склонять "fructus" как тот бедный гимназист Петя.

В этой ложной дихотомии, кстати, состоит главный трюк тех недобросовестных "инноваторов" от методики, что до сих выдают столетнюю, фактически не адаптированную версию вот этого самого Прямого Метода за что-то свежее и эффективное "по сравнению с традиционными методами!" Если под "традиционными методами" они имеют в виду какие-то реликварии где до сих пор динозавры делают упор на перевод и дедуктивное заучивание правил, как деды завещали, то тут конечно же живенький Прямой Метод будет намного более эффективнее, а динозаврам вообще позор. Но на самом деле во всех мало-мальски приличных образовательных заведениях методика давно ушла вперед и все преподаватели-профессионалы в разумных пределах используют многие элементы Прямого Метода. Но и не только его.


Аудио-лингвисты или Вы бихевиорист или где?

Аудиолингвальный метод родился, женился и обзавелся потомством и популяризовался где-то в годах пятидесятых. Популярность его связана с необходимостью эффективно обучать языкам большие группы взрослых людей. ( В Америке его еще называли "Army Method" потому что его использовали для обучения военных)
Аудиолингвальный метод очень многое взял от Прямого, то же игнорирование родного языка, и фиксацию на устной речи, так что можно сказать, что этот метод - бета-версия Прямого. Или даже что Аудиолингвальный Метод - это Прямой Метод на стероидах. Стероидами оказались принципы оформившейся незадолго до этого теории бихевиоризма.
Я не буду слишком много тут писать и бихевиоризме, потому что это очень большая и серьезная теория, хоть и раскритикованная. Если уж очень кратко и упрощенно, бихевиористы рассуждали так:
Что именно происходит у человека в мозгу - для нас полная загадка и непроницаемый черный ящик, так что нефиг тут наводить тень на плетень. То что находится в зоне нашего контроля и соответственно познания - это то, что именно и в каких условиях мы в этот мозг-черный ящик "вводим" - input и stimulus, и что соответственно из этого черного 'ящика' выходит: какая-то реакция и поведение (behaviour, потому и бихевиоризм) И вот вместо того чтобы гадать на кофейной гуще, что и как там в мозгу происходит, порхают ли там мозговые бабочки, или стучат молоточками крошечные эльфы, давайте лучше сконцентрируемся на том, что мы непосредственно наблюдаем, то есть какой стимул приводит к какой реакции, и исследовать в этом направлении.

Сейчас после всяких открытий нейролингвистики и прочего многие смотрят на бихевиоризм свысока ( да и раньше тоже смотрели, мол что ж вы разумных людей за крысок и собачек держите?) но на самом деле для того времени это был очень рациональный, и очень научный подход. И неслучайно про Аудио-лингвальный метод, который вовсю использовал наработки бихевиоризма, говорили что он превратил преподавание языка из искусства в науку.

Очень многие вещи описанные бихевиористами ( Это такие имена как Скиннер, а также предвестники бихевиористов Торндайк и конечно же наш любый собаковод Павлов! ) оказались реально действующими в педагогике. Например, все то, что касается обратной связи.(feedback)

Положительное подкрепление закрепляет желаемое поведение
Обратная связь/подкрепление должна быть вовремя
Повторение действия без обратной связи не имеет никакого эффекта

И многое другое.

Это все такие моменты, которые нам сейчас кажутся совершенно очевидными - но они не были очевидными до момента их открытия и популяризации.

Возвращаясь к нашим, нет не крыскам и собакам и даже не баранам, а нормальным человеческим людям обучавшимся по аудио-лингвальному методу, они значительное количество учебного времени проводили выполняя то, что называется "drills". Повторяют фразу за учителем, потом ту же фразу но заменяя одно слово, потому ту же фразу в ответ на вопрос, потом ту же фразу но с разными вариантами замененного слова в зависимости от двух разных вопросов. И так далее и так далее, немного проще, немного сложнее, но в целом одно и то же с целью выработать автоматизм. Спросили у тебя например "Хау мач клоч он ёр вотч?" - а ты сразу автоматически "Нот мач". Сказали тебе "Минск иняз" - и ты не долго думая отзываешься "Йес ай даз!". И все счастливы, потому что никому не надо думать.
Ну еще как бы считалось, что содержание и последовательность этих "дриллс", а муштровали они в основном грамматические структуры ( здравствуй Дедушка Мороз, борода из ваты Grammar Translation!) разработана была тоже с учетом всяких жутко умных принципов, якобы тоже на самой-самой передовой науки лингвистики - а вот это было как раз враньем сильным преувеличением. О научных принципах отбора и последовательности грамматических структур я кстати немного расскажу когда речь зайдет о крашеновской теории усвоения языка ( следующий пост, если бог даст) но пока я скажу, что их последовательность для студента - совсемне такое уж тайное масонское знание, как некоторые воображают или внушают легко внушаемым ученикам.

Но если говорить о положительных аспектах Аудио-Лингвального метода, то на самом деле без таких "drills" не может обойтись ни один обычный человек изучающий язык. Ну разве что у него/нее фантастически хорошая память ( такое бывает, но нечасто). Если drills не устраивает преподаватель на уроке, их устраивает себе сам учащийся. И благодаря аудиолингвальному методу появилось много вариантов как их можно устроить, не просто тупое повторение, а и подстановка, перефразирование, трансформирование, и прочие упражнения, которые вы все не хуже меня знаете.

А уж с приходом цифровых технологий и соотвественно компьютерного обучения, бихевиоризм вообще расцвел и, если бы были еще живы Скиннер с Торндайком, я представляю как бы они злорадствовали теперь над всеми критиками. Потому что практические каждое обучающее приложение, хоть Дуолинго, хоть Мемрайз, хоть Квизлет, пользуются именно принципами бихевиоризма - и эффективно и эффектно.



Продолжение следует.


Tags: училковое
Subscribe

  • (no subject)

    Умер наш National Treasure.

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…

  • О барьерах

    Попадались ли вам по жизни люди, у которых были явные "трудности обучения", либо же еще что-то такое явное, например, некоторая степень аутизма или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • (no subject)

    Умер наш National Treasure.

  • О сколько нам открытий чудных

    Здравствуйте, я desperate immigrant и я склонна к аддиктивному поведению, хе-хе. Но не волнуйтесь за себя за меня , это всегда…

  • О барьерах

    Попадались ли вам по жизни люди, у которых были явные "трудности обучения", либо же еще что-то такое явное, например, некоторая степень аутизма или…