После того, как я написала про Прямой и Аудиолингвальный Метод, ( см. прошлый пост) я уже собралась писать большой текст про то, чего интересного и всяко полезного произошло в методике преподавания языков в 60х и 70х годах (а там как раз очень интересно!).... но тут я вспомнила про одно попавшееся мне как-то видео урока, и решила на конкретном примере показать, как многие разрекламированные "новаторские методы" оказываются попросту беззастенчивой и не самой эффективной вариацией старых.
Итак, не знаю слышали ли вы или нет, но во многих городах мира есть школы работающие по так называемому "Методу Каллана" (Callan Method). Если вы посмотрите на сайты этих школ, то там будет стандартный набор зазывательных прилагательных типа "революционный", "динамичный", обещаний типа "Вы заговорите на языке с первого же урока!" и конечно же выгодных сравнений с "традиционными" и "обычными" методами, где Каллан выходит однозначно победителем, вроде вот таких плакатов вот отсюда: https://www.jetenglish.com/about/callan:
С моей профессиональной точки зрения, методы типа Каллана точно не относятся к разводкам и шарлатанству, но относятся они к впариванию клиенту изначально дешевого и примитивного товара под видом продукта "лакшери люкс" - а со скидкой он, потому что вам сегодня повезло!
Это в общем-то далеко не худший вариант коммерции, ибо клиент по сути получает ровно то, за что он заплатил, но думает при этом, что отхватил эксклюзив, а всякие критики - просто дураки или завидуют.
Но не худший вариант - еще не значит что надо так делать направо налево и без последствий, поэтому давайте нести знание в массы и раскрывать секреты.
По сути "Метод" Каллана - это вариант Прямого и Аудиолингвально методов, про которые я писала в прошлом посте. Как мы помним, первый был изобретен в конце 19го а второй - в середине 20-го века, так что этот "эксклюзив" еще и антиквариат к тому же.
Если вы посмотрите вот это видео урока по методу Каллана с любого момента хотя бы несколько минут(а на большее вас и не хватит, у большинства начинает мельтешить в голове очень быстро), то вы увидите что суть преподавания в этих школах состоит в том, что преподаватель бесконечно задает студентам вопросы и тут же подсказывает ответы, повторяя каждый вопрос два раза и каждую модель ответа два раза, типа:
- What's this? What's this? - It's a piece of paper! It's a piece of paper!
Студенты повторяют ответы за преподавателем, который исправляет произношение там где надо, или подсказывает целые слова или целые предложения, если студенты затрудняются их сами воспроизвести.
Весь урок полностью завязан на преподавателе, студенты не разговаривают друг с другом вообще и в 99% видео не высказывают даже собственных мыслей в ответ на вопросы (за исключением буквально пары моментов когда у отвечающего есть возможность ответить "да" или "нет", типа Do you eat a lot? Yes, I eat a lot.). В основном же они только повторяют то что подсказывает или ожидает от них преподаватель:
"- Do English people drink a lot of coffee? - No, English people don't drink a lot of coffee. English people drink a lot of tea".
Темы или вообще какого-либо контекста урока не видно вообще, в видео они начинают с дней недели, потом переходят на практику выражения "a lot", потом на время дня и ночи, потом что-то про город и деревню, и так далее, одна минута урока никак не связана с предыдущей. Перед преподавателем на пюпитре лежит сценарий, где все эти вопросы и ответы прописаны. Это пособие, от которого преподаватель не отступает ни вправо ни влево, было написано самим основателем Калланом, который отобрал слова и выражения по супер секретным научным методикам (которых не существует). Под конец урока студенты читают в своих книжицах написанных им же "текст", который тоже состоит из таких же вопросов и ответов. Многие вопросы и ответы абсолютно некоммуникативны. "What do we see in the sky at night?" "What do we say to people between 1 pm and 5 pm?"
Кстати, чтобы стать преподавателем в школе работающей по "методу Каллана", никакие учительские квалификации не нужны, новые сотрудники проходят буквально несколько дней тренинга, а потом не готовятся к урокам, а просто следуют этим сценариям разложенным на пюпитре. Соответственно едва ли кто-то из них может задуматься о том, а не стоит ли что-то поменять в пособии которому сто лет в обед? С другой стороны, отбарабанил свой урок, и не надо ни о чем думать. Не надо даже имен студентов запоминать ( я не заметила на видео ни разу чтобы препод обратилась к студентам по именам) Но ни вам ни мне не судьба преподавать в этих школах, потому что они берут исключительно носителей языка. Так что давайте посыплем дружно головы пеплом и продолжим.
Я, да и большинство профессиональных и опытных коллег, считают что протестовать против отсталости подобных методов абсолютно не нужно, да и не выйдет - это так же бессмысленно как, например, протест против сетевой косметики: у нее всегда будут благодарные клиенты и новые распространители, которые будут искренне верить в то, что это - лучшая косметика или работа в мире, а вы просто завидуете и не понимаете современных косметических достижений. Так же и тут, даже по комментариям под этим видео понятно, как многим студентам этот метод стал прям родной мамой с папой.( Мне реально грустно думать о том, каким образом они настолько неэффективно учились до этого, наверное по сплошным тестам 'раскрой скобочки' с учителями которые даже не говорили на преподаваемом языке. )
В общем-то, как и со многими сетевыми марками косметики, у которых не все продукты - фигня, так же и многое в школах Каллана действительно эффективно. Использование только изучаемого языка на уроке - рекомендованная практика для большинства учебных контекстов, постоянное повторение слов и конструкций то так то сяк действительно способствует их запоминанию и автоматизации, корректировка произношения - это очень полезно, и приучать студентов к быстрому темпу речи в общем-то неплохо. Но просто все эти штуки используют и другие языковые школы, но не делая из студентов попугаев повторяющих хором глупости вроде "English people don't drink a lot of coffee" при этом.
Я думаю, обучение по "методу" Каллана по сердцу придется тем, кто по отношению к изучению языка довольно несамостоятелен, и примерно вот так представляет себе "активное обучение": дергайте меня бесконечно и я тогда что-то запомню и скажу вам спасибо, потому что сам по себе я дергаться не могу и не стану.
Поэтому все кто предпочитает учиться только так, то ради бога, учитесь. Но просто знайте суть вопроса и если уж покупаете дешевый продукт, будьте в курсе что это совсем не "эксклюзифф".