безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Categories:

О барьерах

Попадались ли вам по жизни люди, у которых были явные "трудности обучения", либо же еще что-то такое явное, например, некоторая степень аутизма или Аспергера, но они сами об этом не знали и страдали?

Мы как-то разговорились об этом. У подруги был один коллега, который абсолютно не понимал, что любой разговор имеет не только начало, но и конец. И какие бы намеки ему собеседники ни делали, что им надо работать, или пора идти на перерыв, или домой, или еще что-то, он продолжал разговаривать, как правило сообщать какие-то новые, интересные (на его взгляд) факты. Разговор в одну сторону.
Через некоторое время несколько сотрудников-пофигистов начали просто выходить из помещения в середине предложения (но он часто шел следом) Кто-то особенно нечувствительный вообще научился надевать наушники на середине слова и отворачиваться.
Более вежливые коллеги, коих было большинство, стали как огня избегать начинать с ним разговор или вообще даже встречаться глазами, если только не надо позарез по рабочему вопросу.

Но никогда и никто так и не решился указать ему на эту его очень тяжелую особенность поведения и речи.
В остальном этот коллега был человек хороший, старательный специалист, но карьера у него не складывалась, и непохоже чтобы у него были какие-то отношения. Что и неудивительно.

Я не специалист по аутизму, но такое поведение выходит за рамки просто болтливости или эгоцентризма. Но вот интересно, неужели и по жизни - а человек был уже не первой молодости - ему никто на это не указал, никто не посоветовал продиагностироваться? Люди с различными степенями аутизма и другими особенностями умеют адаптироваться. Пусть они не могут 'естественным путем" воспринимать и считывать намеки, например на то, что собеседник хочет прекратить разговор, но они могут научиться этому как-то по-другому, ну даже механически следить за признаками. Но это только в том случае, если они знают, что им надо этому научиться. А откуда они узнают?

Я понимаю что в роли коллеги по работе никому не хочется раздавать диагнозы. Это грубо, это расстроит человека, это, в конце-концов, не входит в их профессиональную компетенцию.

Но по итогу все страдают. Вежливые люди страдают на работе, а человек с недиагностированными особенностями страдает по жизни.

А вот пример из моего очень давнего опыта.

Как-то случилось работать с одной коллегой с особенностями. Точнее не совсем коллегой. Эта женщина училась на начальных педагогических курсах, и ей нужно было отработать определенное количество часов практики. Многие люди на таких курсах уже каким-то образом работают в учебных заведениях, другие же заранее или в самом начале курса ищут место где их возьмут волонтерить, и организации как правило идут навстречу. Но у этой женщины не сложилось с несколькими организациями, и уже истекали все сроки, когда она пришла в организацию, где я в то время работала. А там у руководства была очень демократичная политика "берем всех, потом разберемся" и ее моментально взяли.

И очень быстро стало понятно, почему ей 'не повезло" с другими организациями.

Эта была женщина под сорок, и к этому возрасту она перепробовала несколько видов работ, кажется несколько учебных заведений, и у нее ничего не складывалось. (То, что люди с таким послужным списком решают что уж с преподаванием у них точно все получится - этот момент я особенно люблю, но мой пост не об этом)

Она говорила что у нее дислексия. И это было вполне вероятно. Например, был один случай когда ее попросили отксерокопировать 4 страницы с двух сторон, и она это сделала ну просто насколько странным образом, что больше ее никогда не просили ксерокопировать больше чем одну страницу, а лучше вообще ничего.

В отличие от аутизма, в дислексии я - на общем и размытом уровне - более ли менее что-то понимаю, и один из моментов заключается в том, что дислексик испытывает трудности в каких-то аспектах, но показывает очень хорошие способности в чем-то другом.

В случае этой женщины трудности были везде, а хороших способностей не было заметно от слова совсем.
Ей было трудно понять инструкции в любом виде, устном и письменном, она не понимала учебный материал, не понимала последовательность действий, не понимала принципов, не понимала ни советов преподавателей на своих курсах, ни советов наших преподавателей которые с ней работали и ей помогали.

Она при этом старалась, много читала литературы, готовилась, подбирала материалы, это было видно. Но результаты были всегда плачевные. В итоге практика ей не была зачтена, да и курсы свои она не закончила.

Она сочла, что это из-того что к ней относятся предвзято. Подозреваю, что такое объяснение было применено не в первый раз.

У нее еще были некоторые особенности поведения, например тенденция влезать в разговор по рабочим вопросам, который ведут в ее присутствии, но который ее никаким образом не касался. Если люди сидят рядом в офисе, в учительской, да даже у кулера стоят, такие разговоры неизбежны. Остальные коллеги просто отключаются. Но она не просто прислушивалась, она влезала и сообщала свое мнение - даже по предмету который не имел к ней никакого отношения.

И вот я думаю, этой бедной женщине никто никогда не объяснил, что у нее не только дислексия, а еще какая-то серьезная трудность в обучении. Или, скажем, что если все эти проблемы - результат дислексии, то применяемые ей стратегии по их нивелированию явно недостаточны. И что ей нужна более серьезная диагностика и специалист.

Я хорошо понимаю, почему никто из окружавших ее коллег не решался это сделать. Это очень страшно, ведь это может быть, да и наверняка было бы, воспринято как оскорбление.

А как же ее преподаватели? Тут тоже более ли менее понятно. Преподаватели настроены на то, чтобы помочь учащимся преодолевать барьеры и проблемы. Но барьеры бывают разного уровня и качества. Некоторые барьеры для некоторых людей оказываются непреодолимы. Но при этом очень и очень нелегко сказать учащемуся, любого возраста: видите ли, это не ваше от слова совсем. Или: следующий уровень для вас недоступен. Такие ситуации бывают, но преподаватели их стараются сводить к минимуму. Или вовсе избегать и перекладывать этот неприятный разговор на других, на руководство например.

И это когда речь идет об одном предмете! А когда речь идет о способностях к обучению и работе в целом, сказать такое учащемуся - вообще ужас ужасный.

Но вот с другой стороны из-за этого эта женщина всю жизнь страдает, пытаясь заниматься тем, чем она заниматься не может, учиться тому, что для нее слишком трудно. Либо же не может или слишком трудно на таких условиях и такими способами.

И вот несколько слов о способах.

Представьте себе что человек выходит на сцену театра и начинает петь арию. А у него голоса нет и слуха музыкального нет. Причем настолько нет, что он даже сам не понимает, а что такого плохого в том, как он поет? Громко же? И фрак надел! Значит все прекрасно! А в зале все встают и начинают уходить. И он стоит и не понимает - а в чем их проблема, что за привереды?

И тут руководитель театра или коллеги, вместо того, чтобы сказать "извини, но у тебя нет музыкального слуха в принципе, надо начинать с азов, а вообще не надо тебе на сцену, подумай о другой деятельности", дают ему советы в стиле:"вот тут в этом месте было слишком громко, а вот тут слишком тихо. А вот тут была не та нота, и вот тут, и тут.... послушай, как эту арию поет Паваротти, потом попробуй еще раз." Много толку будет с такого подхода?


Но вот с этими двумя случаями, что я рассказала, я чувствую, происходило что-то похожее. Все очень вежливые и добрые и дают какие-то мелкие советы, которые в этой ситуации как мертвому припарки. А в итоге человек страдает по жизни и сам не понимает отчего.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →