Каждый раз, когда какой-нибудь блогер пишет подробный и интересный текст об изучении языков – будь то полезные советы, описание собственного опыта, либо же вообще вопросы адресованные аудитории - в комментариях непременно появится хоть один ( а в популярных блогах гораздо больше) юзер, сообщающий что-то в духе:
“все это может и любопытно, но на самом деле все что нужно для успеха в изучении языков – это мотивация! Вот мне лично очень нужен был олбанский язык, и я его прекрасно выучил и никаких проблем не было.”
Ну или какой-нобудь такой двоюродный вариант этого:
“все это может и любопытно, но на самом деле все, что нужно для успеха – это знать, для чего именно ты изучаешь этот язык. Вот я хорошо понимал, для чего мне олбанский язык, и поэтому очень быстро его выучил.”
Я большая нелюбительница вот этого вот “хакерства”, то есть сведения какой-то обширной области знания к паре простых утверждений. Попробуйте закончить сходным образом утверждения:
Все что нужно для успешной операции на мозге...
Все что нужно для успешного полета в космос...
Все что нужно для успешного ресторанного бизнеса...
Все что нужно для успешной замены унитаза...
Сомневаюсь, что кто-то будет делиться подобной мудростью в комментариях, разве что потроллить. А вот как только область знания гуманитарная – тут уже количество мегасупердуперспециалистов которые не только знают как надо на самом деле но еще и в трех словах все всем сейчас объяснят, растет как на дрожжах.
Однако, при всем ворчании и бурчании на такие комментарии, я не могу не признать за ними зерно истины: в изучении не только языка, но и любого комплексного предмета, без мотивации никуда. Мотивация к учению – это что-то вроде топлива для успеха. Наличие этого топлива еще не гарантирует, что мы быстро и успешно доберемся до финиша. Но без него мы не доберемся вообще никуда. Поэтому знать как поддерживать свою мотивацию очень важно, и именно для этого я пишу этот пост.
Заранее предупреждаю, что здесь не будет никаких волшебных “десяти хакерских советов”, “быстрых рецептов, все соседи умоляют еще” и “секретов, которые скрывают от вас специалисты!” Это не мой стиль. Я напишу о природе мотивации к учебе, ее, так сказать, составляющих. Надеюсь, что после этого желающие просто посмотрят на свою собственную ситуацию через эту новую призму и внесут какие-то поправки, если это необходимо. Короче, я вам в основном теорию, а с практикой вы сами разберетесь.
Мэджик Формула
Итак, что у нас есть теоретического? Тут прекрасно то, что мотивация вообще, а к учению в частности – предмет для исследователей очень популярный и работ на эту тему существует масса. Хорошо также и то, что разработанные на сей день теории мотивации друг другу особо не противоречат, а скорее друг друга дополняют.
Мне больше всего нравится одна очень популярная модель основанная на теории Врума, https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_ожиданий
представляющая мотивацию к выполнению задачи (от самой маленькой до самой большой) как произведение двух факторов:
ценности результата помноженной на веру в успех
Здесь очень важно понять что это именно результат умножения одного на другое, а не сумма. То есть если один из факторов равен нулю, то неважно насколько высоко значение второго – все равно в итоге мотивация будет нулевая.
Чтобы далеко не ходить за примерами, например лично я считаю что знать китайский язык - это круто. И если бы я сама могла достичь сносного уровня в китайском, то это открыло бы для моей карьеры очень интересные перспективы.(высокая ценность результата) В то же время, зная свои способности, возможности и ситуацию, я уверена, что мне лично достичь сколько-либо полезного уровня китайского – невозможно.(нулевая вера в успех) Соответственно у меня нет никакой мотивации к изучению китайского. В то же время, я уверена, что возьмись я изучать эсперанто, я бы достигла значительных успехов уже за несколько недель. (высокая вера в успех) Но мне нафиг не сдался эсперанто, мне язык не связанный с какой-либо нацией и культурой совершенно не интересен. (нулевая ценность результата) Поэтому эсперанто я тоже изучать не возьмусь. И вы меня, вот честное слово, не убедите начать изучать ни то ни другое. Потому что когда мотивации – ноль, то это полный бесперспективняк.
Однако, когда речь идет о взрослых самостоятельных людях, то ситуация, когда им приходится что-то учить с такой вот абсолютно нулевой мотивацией – редка. Гораздо чаще ситуация такая, что либо оба фактора низковаты, но не на нуле, либо один из них намного ниже другого и соответственно тянет все вниз. Вот про такие ситуации я и говорю, что здесь возможно кое-что скорректировать.
Для этого надо рассмотреть поподробнее состав обоих факторов. В этом посте посмотрим на фактор “Ценность Результата”.
Кому больше всех надо
Тут на первый взгляд все просто – если я берусь изучать язык, а тем более если я его уже годами учу, то это потому что я очень хочу его знать, значит ценность результата у меня высоко, что еще надо?
Но эта ценность результата может вытекать или из двух описываемых ниже составляющих, или только из одной из них:
1) Ценность внешняя. Когда “позарез надо”. Я в своих постах речь веду о людях взрослых, поэтому такие внешние факторы вроде “мама заставляет, иначе наругает” тут уже не подходят. Впрочем! Если мы говорим не об итоговой цели обучения, а о настроении в какой-то конкретный день, ну то есть когда вот конкретно сегодня человек размышляет: “позаниматься мне сегодня или вместо этого расслабиться
2) Ценность внутренняя. То есть когда это нравится, доставляет мне удовольствие или "вот просто хочется и все!"
Иногда к этим двум добавляют еще одну:
3) Ценность результата в контексте своих убеждений и мировоззрений. Что-то вроде “я считаю что каждый умный человек должен знать и уметь то-то и то-то, а я считаю себя умным человеком, поэтому учу”, или “у нас в семье неучей не было, и я первым не стану” . Это кстати, не такая уж и нишевая добавка. Эта составляющая вообще хорошо действует на тех людей, у который остро развито чувство “так надо, так дОлжно”. А их не так мало, как некоторые думают.
Я думаю, вы уже догадываетесь, что ситуация когда у человека в наличии и внутренняя и внешняя ценность - самая стабильная для мотивации.
При этом составляющая “просто хочется, доставляет удовольствие” действует в краткосрочной перспективе гораздо успешнее чем “мне это позарез надо”. Это, кстати, не значит, что зато в долгосрочной перспективе она выдыхается. Скорее, как все эмоциональное, она намного больше подвержена флуктуациям. Люди, которым в какой-то момент разонравился процесс, могут легко все бросить, если у них не было определенной цели, кроме получения положительных эмоций. Ну, казалось бы, бросил и ладно, значит это было “не мое”, что плакать-то? Но я бы не рекомендовала бросать легко, а уж тем более делать из бросания привычку, потому что это нехорошо сказывается на другом множителе мотивации, вере в успех, про который я напишу позже. Поэтому осознающим, что они учатся чисто из удовольствия или любопытства, хорошо бы, пока еще длятся положительные эмоции и энергия бурлит, найти себе и какие-то внешние ценности изучаемого. Осознание этих полезностей переносит нас через периоды, когда процесс вдруг окажется не таким приятным как было до этого (А они бывают у абсолютно всех).
Если совсем трудно найти чисто утилитарные цели вроде карьеры или путешествий, то возможно подойдет составляющая номер 3 : “Каждый умный человек должен знать то-то и то-то ..." Тут же все умные, не так ли?
А что делать тем, кому “позарез надо”, но при этом, кажется, нет никакого удовольствия вообще? Это куда более распространенная ситуация чем предыдущая, чего уж там.
Тут, я считаю, безнадежны только те случаи, когда у человека реальное почти физическое отвращение к самому языку. Я кое-что написала о случаях подобного отвращения в одном из постов. https://desp-immigrant.livejournal.com/315640.html Они довольно безнадежны для поправки извне, потому что яркое отвращение к предмету – это довольно детская эмоция, с которой взрослый человек должен справиться сам. Иначе, что бы ни говорили окружающие, в ответ на “этот язык красивый”, противный внутренний ребенок в ответ будет бурчать: “нет, некрасивый!”, в ответ на “этот язык умный”, маленький паршивец скривится: “нет, он дурной!”. Еще более безнадежный вариант мне повстречался не так давно в коментариях в одном известном блоге, там было что-то вроде “подскажите что делать, позарез нужно выучить олбанский, при этом терпеть не могу ни язык ни самих олбанцев, какие ж они все противные, глаза б мои на них не смотрели.”. Ну пардон, здесь вообще никто из специалистов ( включая психологов) ничего не сделает, пока внутренний ребенок не сменится взрослым, который более открыт и толерантен ко всему новому и иному.
Во всех остальных случаях, если отвращения к самому языку ( и “олбанцам”) нет, но каких-либо положительных эмоций от процесса его изучения человек тоже не испытывает, то ситуация не безнадежна. Одна из стратегий состоит в том, чтобы просто сесть и посмотреть на каждый тип упражнения (точнее каждый вид своей деятельности, ведь это может включать в себе и чтение текста и просмотр фильма) под таким углом: приносит ли это мне ну хоть какое-то удовольствие или нет? Люди все разные, и кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик, но в принципе вот несколько пунктов которые приносят удовольствие большинству в процессе обучения:
А. Соревновательный характер заданий при а) равных силах оппонентов, б) низких ставках, то есть не слишком больших затратах усилий, времени, небольших потерях в случае “проигрыша”. Это может быть и соревнование с самим собой, то есть со своим предыдущим результатом - мне лично кажется последнее вообще самое лучшее.
Б. Ощущение создания чего-то, “продукции” - кому-то для получения этого ощущения надо написать целое эссе или подготовить презентацию. Кому-то же достаточно выполненного красивым почерком упражнения. Но важно чтобы это была ваша собственная “продукция’, а не переписанная - я знаю, большинству это кажется очевидным, но я в своей профессии сталкивалась с такими странными случаями, что лучше перестраховаться и нужное подчеркнуть.
В. Ощущение “накоплений” – выучил столько-то слов, выучил столько-то правил, прочел столько-то страниц, прошел столько-то уроков, прослушал столько-то минут. (замечание из предыдущего пункта относится и к этому, но в том смысле, что это должны быть слова ну хоть чуть-чуть выученные, а не просто переписанные однажды с тетрадку и забытые навсегда.)
Г. Ощущение аутентичности этой деятельности – я про аутентичность в изучении языка писала очень много, тут просто кратко скажу. Если мы говорим о рецептивных навыках, о чтении и аудировании, то доступ к аутентичному, реальному контенту (который оказывается хотя бы немного понятен) – это огромный мотивирующий фактор. Если мы говорим об устной речи, то ощущение что, например, вот этот диалог который вы сейчас учите наизусть, вам действительно пригодится в реальном ресторане. А уж если вам это действительно на практике, в реальном общении получилось применить, так это вообще супер. Но у многих просто таких возможностей нет, но это не значит что все потеряно.
Д. Ощущение “тепла человеческого общения” - это возможно и благодаря целому классу, и индивидуальному преподавателю. ( в онлайн обучении даже и в группах оно тоже вполне возможно, просто для этого нужно дольше времени)
Е. Обратная связь – от препода ли ее получаешь, или от других соучеников, но чья-то еще реакция на то, что вы в процессе изучения языка делаете, или на то что вы сказали или написали, да даже на ваш результат в тесте. И не обязательна только положительная реакция, между прочим, но об этом позже.
Ж. Темы, которые интересны вам. Либо потому что вы уже хорошо их знаете, либо потому что всегда хотели узнать - и вот наконец-то.
Тут я обязательно должна подчеркнуть важность разнообразия. Хоть я этот пост пишу о мотивации, а не об эффективности обучения, но все-таки вы же хотите получить знания по предмету в итоге? Поэтому учтите, что найти только один тип деятельности, который приносит максимум удовольствия, и свести всю свою работу по изучения языка только к нему - проигрышная стратегия, если вам действительно нужно улучшить язык, а не только время весело провести. И вообще такая фиксация сродни аддикции, нет? Помните, я в начале поста написала, что наличие топлива, т.е. мотивации, еще не гарантирует успешный финиш. И вот популярный пример тому: миллионы людей по миру подсели на одно известное приложение, потому что оно использует пункт А, да так мастерски, что мама не горюй. И все его постоянные пользователи прекрасно мотивированы, считают свои страйки, лиги, рубины-изумруды, или что там еще. Но вот только если они не делают за пределами этого приложения больше ничего, то настоящего прогресса в языке у них нет, один сплошной врум-врум-врум без финишной прямой. Также я рассказывала, когда писала про языковое плато, про таких студентов, которые годами ходят в центры просто посидеть в классе, пообщаться друг с другом, пользуясь одними и теми же скудными языковыми средствами, которые они выучили еще при царе горохе. Тут тоже врум-врум, и никакого прогресса при этом. Итого: разнообразие учебной деятельности - наше все!
Точка, точка, запятая
А вообще, самая полезная стратегия применительно к фактору “ценность результата” состоит в том, что его лучше представлять себе не как сияющую вдали звезду, а как итог длинной-длинной пунктирной линии, в которой каждая точечка – тоже результат.
Проблема многих безуспешно изучающих язык в том, что они представляют себе некий конечный пункт, некое ну может быть не чудо, но качественный резкий рывок, типа ну вот как взрыв. Вот я вроде учу и учу, но все еще не знаю язык, учу но не знаю, учу но не знаю, и так оно тянется годами, но я все надеюсь, что в какой-то момент наконец случится – Хрясь! Бум! Бац! И - Ааааа, теперь я знаю язык!!! И вот только этот конечный пункт прибытия видится настоящей ценностью. А все промежуточное представляется или ерундой или мученьем, иногда одновременно. Но, увы, с такими установками стадии “Ааааа! ” и не наступит, при том что ерунда и/или мученье могут продолжаться годами.
Те же, кто изучает язык успешно, видят (осознанно или неосознанно) этот процесс как серию результатов. И радуются или хвалят себя за каждое маленькое достижение. Тут можно брать результаты покрупнее, например, достижение определенного уровня. Официально есть уровни CEFR, но не-преподавателю определить у самого себя без тестирования уровень владения, например, А2 или B1, очень сложно. Если есть возможность пройти хоть какое-то онлайн тестирование, а еще лучше официальный экзамен, то результат будет более осязаем. Поэтому если вы пока не ас в изучении языка, то рекомендую начать тестироваться и проходить экзамены как можно раньше, начиная с самого низкого уровня. (для большинства популярных языков есть экзамены даже на уровне A1) Это реально поддержит вашу мотивацию.
Но, если не хотите заморачиваться с уровнями и с экзаменами, или у вас нет таких возможностей физических или материальных, то тоже не беда. Можно определить для себя какие-то другие вехи от “могу понять названия 90% блюд в меню в ресторане”, ‘могу написать мейл с рабочими вопросами так, что получу на них прямые ответы” до “могу прочесть статью в такой-то газете на любую тему не обращаясь к словарям.” Можете взять некоторые идеи из описаний уровней CEFR https://ru.wikipedia.org/wiki/Общеевропейские_компетенции_владения_иностранным_языком,
но учтите что вам придется их индивидуализировать под себя.
Это все сложнее, и больше подходит тем, кто в изучении иностранных не новичок, но зато позволит вам экономить на экзаменах и тестах.
Я уже писала про разницу между навыками-умениями, т.е. понимание на слух, говорение, чтение, письмо, и системами, т.е. лексика, грамматика, фонетика, дискурс. https://desp-immigrant.livejournal.com/326860.html На мой (абсолютно не оригинальный) взгляд серьезные результаты - это прогресс именно в умениях, а не в системах. И вышеупомянутые уровни CEFR описывают компетенции в умениях. Однако, я совсем не против того, чтобы люди ценили и хвалили себя за свой прогресс и в системах тоже, если при этом они не забывают умения. Например результат “я теперь знаю 1000 слов” или “я знаю наизусть все формы этого глагола во всех временах” – это совершенно замечательно, если при этом есть какой-то прогресс и в умениях тоже.
По сути, самый оптимальный подход - это мотивировать себя буквально на каждое упражнение или другого типа занятия ( почитать, послушать), которое вы выполняете, представляя себе, как маленький-маленький результат от этого упражнения или от страницы текста вливается в общий поток и несет вас к конечной цели. Ну а если вы проделываете какое-то задание, упражнение, учите список каких-то слов, но при этом совершенно не понимаете, каким образом это поможет вам достичь конечной цели, то вот тут пора задуматься, а то ли вы делаете?
Следующий пост будет про второй фактор формулы, фактор “Уверенность в успехе”. Поэтому если вы тут не нашли чего-то, что надеялись найти, возможно оно еще впереди.
Всем успехов!