безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Categories:

Топливный кризис или О роли мотивации в изучении языков



Каждый раз, когда какой-нибудь блогер пишет подробный и интересный текст об изучении языков – будь то полезные советы, описание собственного опыта, либо же вообще вопросы адресованные аудитории - в комментариях непременно появится хоть один ( а в популярных блогах гораздо больше) юзер, сообщающий что-то в духе:

“все это может и любопытно, но на самом деле все что нужно для успеха в изучении языков – это мотивация! Вот мне лично очень нужен был олбанский язык, и я его прекрасно выучил и никаких проблем не было.”

Ну или какой-нобудь такой двоюродный вариант этого:

“все это может и любопытно, но на самом деле все, что нужно для успеха – это знать, для чего именно ты изучаешь этот язык. Вот я хорошо понимал, для чего мне олбанский язык, и поэтому очень быстро его выучил.

Я большая нелюбительница вот этого вот “хакерства”, то есть сведения какой-то обширной области знания к паре простых утверждений. Попробуйте закончить сходным образом утверждения:

Все что нужно для успешной операции на мозге...
Все что нужно для успешного полета в космос...
Все что нужно для успешного ресторанного бизнеса...
Все что нужно для успешной замены унитаза...


Сомневаюсь, что кто-то будет делиться подобной мудростью в комментариях, разве что потроллить. А вот как только область знания гуманитарная – тут уже количество мегасупердуперспециалистов которые не только знают как надо на самом деле но еще и в трех словах все всем сейчас объяснят, растет как на дрожжах.

Однако, при всем ворчании и бурчании на такие комментарии, я не могу не признать за ними зерно истины: в изучении не только языка, но и любого комплексного предмета, без мотивации никуда. Мотивация к учению – это что-то вроде топлива для успеха. Наличие этого топлива еще не гарантирует, что мы быстро и успешно доберемся до финиша. Но без него мы не доберемся вообще никуда. Поэтому знать как поддерживать свою мотивацию очень важно, и именно для этого я пишу этот пост.

Заранее предупреждаю, что здесь не будет никаких волшебных “десяти хакерских советов”, “быстрых рецептов, все соседи умоляют еще” и “секретов, которые скрывают от вас специалисты!” Это не мой стиль. Я напишу о природе мотивации к учебе, ее, так сказать, составляющих. Надеюсь, что после этого желающие просто посмотрят на свою собственную ситуацию через эту новую призму и внесут какие-то поправки, если это необходимо. Короче, я вам в основном теорию, а с практикой вы сами разберетесь.

Мэджик Формула

Итак, что у нас есть теоретического? Тут прекрасно то, что мотивация вообще, а к учению в частности – предмет для исследователей очень популярный и работ на эту тему существует масса. Хорошо также и то, что разработанные на сей день теории мотивации друг другу особо не противоречат, а скорее друг друга дополняют.

Мне больше всего нравится одна очень популярная модель основанная на теории Врума, https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_ожиданий
представляющая мотивацию к выполнению задачи (от самой маленькой до самой большой) как произведение двух факторов:

ценности результата помноженной на веру в успех


Здесь очень важно понять что это именно результат умножения одного на другое, а не сумма. То есть если один из факторов равен нулю, то неважно насколько высоко значение второго – все равно в итоге мотивация будет нулевая.

Чтобы далеко не ходить за примерами, например лично я считаю что знать китайский язык - это круто. И если бы я сама могла достичь сносного уровня в китайском, то это открыло бы для моей карьеры очень интересные перспективы.(высокая ценность результата) В то же время, зная свои способности, возможности и ситуацию, я уверена, что мне лично достичь сколько-либо полезного уровня китайского – невозможно.(нулевая вера в успех) Соответственно у меня нет никакой мотивации к изучению китайского. В то же время, я уверена, что возьмись я изучать эсперанто, я бы достигла значительных успехов уже за несколько недель. (высокая вера в успех) Но мне нафиг не сдался эсперанто, мне язык не связанный с какой-либо нацией и культурой совершенно не интересен. (нулевая ценность результата) Поэтому эсперанто я тоже изучать не возьмусь. И вы меня, вот честное слово, не убедите начать изучать ни то ни другое. Потому что когда мотивации – ноль, то это полный бесперспективняк.

Однако, когда речь идет о взрослых самостоятельных людях, то ситуация, когда им приходится что-то учить с такой вот абсолютно нулевой мотивацией – редка. Гораздо чаще ситуация такая, что либо оба фактора низковаты, но не на нуле, либо один из них намного ниже другого и соответственно тянет все вниз. Вот про такие ситуации я и говорю, что здесь возможно кое-что скорректировать.

Для этого надо рассмотреть поподробнее состав обоих факторов. В этом посте посмотрим на фактор “Ценность Результата”.

Кому больше всех надо


Тут на первый взгляд все просто – если я берусь изучать язык, а тем более если я его уже годами учу, то это потому что я очень хочу его знать, значит ценность результата у меня высоко, что еще надо?

Но эта ценность результата может вытекать или из двух описываемых ниже составляющих, или только из одной из них:

1) Ценность внешняя. Когда “позарез надо”. Я в своих постах речь веду о людях взрослых, поэтому такие внешние факторы вроде “мама заставляет, иначе наругает” тут уже не подходят. Впрочем! Если мы говорим не об итоговой цели обучения, а о настроении в какой-то конкретный день, ну то есть когда вот конкретно сегодня человек размышляет: “позаниматься мне сегодня или вместо этого расслабиться водки выпить?” , то здесь некий внешний фактор, типа супруг, друг, или та же мама с вопросом “ты сегодня будешь заниматься или расслабляться водку пить?” может как раз подтолкнуть к обучению. Но это именно в конкретный день. В отношении же глобального решения браться ли за этот предмет, записываться ли на курсы, и тому подобное, все-таки предполагается, что взрослый человек сам принял решение, а не кто-то из его окружения его запихнул на курсы. Но и здесь у человека решение может быть чисто внешним: например, "начальство повышает тех, у кого хороший иностранный", или "для эмиграции нужно будет сдавать языковой тест".


2) Ценность внутренняя. То есть когда это нравится, доставляет мне удовольствие или "вот просто хочется и все!"

Иногда к этим двум добавляют еще одну:
3) Ценность результата в контексте своих убеждений и мировоззрений. Что-то вроде “я считаю что каждый умный человек должен знать и уметь то-то и то-то, а я считаю себя умным человеком, поэтому учу”, или “у нас в семье неучей не было, и я первым не стану” . Это кстати, не такая уж и нишевая добавка. Эта составляющая вообще хорошо действует на тех людей, у который остро развито чувство “так надо, так дОлжно”. А их не так мало, как некоторые думают.


Я думаю, вы уже догадываетесь, что ситуация когда у человека в наличии и внутренняя и внешняя ценность - самая стабильная для мотивации.

При этом составляющая “просто хочется, доставляет удовольствие” действует в краткосрочной перспективе гораздо успешнее чем “мне это позарез надо”. Это, кстати, не значит, что зато в долгосрочной перспективе она выдыхается. Скорее, как все эмоциональное, она намного больше подвержена флуктуациям. Люди, которым в какой-то момент разонравился процесс, могут легко все бросить, если у них не было определенной цели, кроме получения положительных эмоций. Ну, казалось бы, бросил и ладно, значит это было “не мое”, что плакать-то? Но я бы не рекомендовала бросать легко, а уж тем более делать из бросания привычку, потому что это нехорошо сказывается на другом множителе мотивации, вере в успех, про который я напишу позже. Поэтому осознающим, что они учатся чисто из удовольствия или любопытства, хорошо бы, пока еще длятся положительные эмоции и энергия бурлит, найти себе и какие-то внешние ценности изучаемого. Осознание этих полезностей переносит нас через периоды, когда процесс вдруг окажется не таким приятным как было до этого (А они бывают у абсолютно всех).
Если совсем трудно найти чисто утилитарные цели вроде карьеры или путешествий, то возможно подойдет составляющая номер 3 : “Каждый умный человек должен знать то-то и то-то ..." Тут же все умные, не так ли?

А что делать тем, кому “позарез надо”, но при этом, кажется, нет никакого удовольствия вообще? Это куда более распространенная ситуация чем предыдущая, чего уж там.
Тут, я считаю, безнадежны только те случаи, когда у человека реальное почти физическое отвращение к самому языку. Я кое-что написала о случаях подобного отвращения в одном из постов. https://desp-immigrant.livejournal.com/315640.html Они довольно безнадежны для поправки извне, потому что яркое отвращение к предмету – это довольно детская эмоция, с которой взрослый человек должен справиться сам. Иначе, что бы ни говорили окружающие, в ответ на “этот язык красивый”, противный внутренний ребенок в ответ будет бурчать: “нет, некрасивый!”, в ответ на “этот язык умный”, маленький паршивец скривится: “нет, он дурной!”. Еще более безнадежный вариант мне повстречался не так давно в коментариях в одном известном блоге, там было что-то вроде “подскажите что делать, позарез нужно выучить олбанский, при этом терпеть не могу ни язык ни самих олбанцев, какие ж они все противные, глаза б мои на них не смотрели.”. Ну пардон, здесь вообще никто из специалистов ( включая психологов) ничего не сделает, пока внутренний ребенок не сменится взрослым, который более открыт и толерантен ко всему новому и иному.

Во всех остальных случаях, если отвращения к самому языку ( и “олбанцам”) нет, но каких-либо положительных эмоций от процесса его изучения человек тоже не испытывает, то ситуация не безнадежна. Одна из стратегий состоит в том, чтобы просто сесть и посмотреть на каждый тип упражнения (точнее каждый вид своей деятельности, ведь это может включать в себе и чтение текста и просмотр фильма) под таким углом: приносит ли это мне ну хоть какое-то удовольствие или нет? Люди все разные, и кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик, но в принципе вот несколько пунктов которые приносят удовольствие большинству в процессе обучения:

А. Соревновательный характер заданий при а) равных силах оппонентов, б) низких ставках, то есть не слишком больших затратах усилий, времени, небольших потерях в случае “проигрыша”. Это может быть и соревнование с самим собой, то есть со своим предыдущим результатом - мне лично кажется последнее вообще самое лучшее.

Б. Ощущение создания чего-то, “продукции” - кому-то для получения этого ощущения надо написать целое эссе или подготовить презентацию. Кому-то же достаточно выполненного красивым почерком упражнения. Но важно чтобы это была ваша собственная “продукция’, а не переписанная - я знаю, большинству это кажется очевидным, но я в своей профессии сталкивалась с такими странными случаями, что лучше перестраховаться и нужное подчеркнуть.

В. Ощущение “накоплений” – выучил столько-то слов, выучил столько-то правил, прочел столько-то страниц, прошел столько-то уроков, прослушал столько-то минут. (замечание из предыдущего пункта относится и к этому, но в том смысле, что это должны быть слова ну хоть чуть-чуть выученные, а не просто переписанные однажды с тетрадку и забытые навсегда.)

Г. Ощущение аутентичности этой деятельности – я про аутентичность в изучении языка писала очень много, тут просто кратко скажу. Если мы говорим о рецептивных навыках, о чтении и аудировании, то доступ к аутентичному, реальному контенту (который оказывается хотя бы немного понятен) – это огромный мотивирующий фактор. Если мы говорим об устной речи, то ощущение что, например, вот этот диалог который вы сейчас учите наизусть, вам действительно пригодится в реальном ресторане. А уж если вам это действительно на практике, в реальном общении получилось применить, так это вообще супер. Но у многих просто таких возможностей нет, но это не значит что все потеряно.

Д. Ощущение “тепла человеческого общения” - это возможно и благодаря целому классу, и индивидуальному преподавателю. ( в онлайн обучении даже и в группах оно тоже вполне возможно, просто для этого нужно дольше времени)

Е. Обратная связь – от препода ли ее получаешь, или от других соучеников, но чья-то еще реакция на то, что вы в процессе изучения языка делаете, или на то что вы сказали или написали, да даже на ваш результат в тесте. И не обязательна только положительная реакция, между прочим, но об этом позже.

Ж. Темы, которые интересны вам. Либо потому что вы уже хорошо их знаете, либо потому что всегда хотели узнать - и вот наконец-то.


Тут я обязательно должна подчеркнуть важность разнообразия. Хоть я этот пост пишу о мотивации, а не об эффективности обучения, но все-таки вы же хотите получить знания по предмету в итоге? Поэтому учтите, что найти только один тип деятельности, который приносит максимум удовольствия, и свести всю свою работу по изучения языка только к нему - проигрышная стратегия, если вам действительно нужно улучшить язык, а не только время весело провести. И вообще такая фиксация сродни аддикции, нет? Помните, я в начале поста написала, что наличие топлива, т.е. мотивации, еще не гарантирует успешный финиш. И вот популярный пример тому: миллионы людей по миру подсели на одно известное приложение, потому что оно использует пункт А, да так мастерски, что мама не горюй. И все его постоянные пользователи прекрасно мотивированы, считают свои страйки, лиги, рубины-изумруды, или что там еще. Но вот только если они не делают за пределами этого приложения больше ничего, то настоящего прогресса в языке у них нет, один сплошной врум-врум-врум без финишной прямой. Также я рассказывала, когда писала про языковое плато, про таких студентов, которые годами ходят в центры просто посидеть в классе, пообщаться друг с другом, пользуясь одними и теми же скудными языковыми средствами, которые они выучили еще при царе горохе. Тут тоже врум-врум, и никакого прогресса при этом. Итого: разнообразие учебной деятельности - наше все!


Точка, точка, запятая

А вообще, самая полезная стратегия применительно к фактору “ценность результата” состоит в том, что его лучше представлять себе не как сияющую вдали звезду, а как итог длинной-длинной пунктирной линии, в которой каждая точечка – тоже результат.

Проблема многих безуспешно изучающих язык в том, что они представляют себе некий конечный пункт, некое ну может быть не чудо, но качественный резкий рывок, типа ну вот как взрыв. Вот я вроде учу и учу, но все еще не знаю язык, учу но не знаю, учу но не знаю, и так оно тянется годами, но я все надеюсь, что в какой-то момент наконец случится – Хрясь! Бум! Бац! И - Ааааа, теперь я знаю язык!!! И вот только этот конечный пункт прибытия видится настоящей ценностью. А все промежуточное представляется или ерундой или мученьем, иногда одновременно. Но, увы, с такими установками стадии “Ааааа! ” и не наступит, при том что ерунда и/или мученье могут продолжаться годами.

Те же, кто изучает язык успешно, видят (осознанно или неосознанно) этот процесс как серию результатов. И радуются или хвалят себя за каждое маленькое достижение. Тут можно брать результаты покрупнее, например, достижение определенного уровня. Официально есть уровни CEFR, но не-преподавателю определить у самого себя без тестирования уровень владения, например, А2 или B1, очень сложно. Если есть возможность пройти хоть какое-то онлайн тестирование, а еще лучше официальный экзамен, то результат будет более осязаем. Поэтому если вы пока не ас в изучении языка, то рекомендую начать тестироваться и проходить экзамены как можно раньше, начиная с самого низкого уровня. (для большинства популярных языков есть экзамены даже на уровне A1) Это реально поддержит вашу мотивацию.

Но, если не хотите заморачиваться с уровнями и с экзаменами, или у вас нет таких возможностей физических или материальных, то тоже не беда. Можно определить для себя какие-то другие вехи от “могу понять названия 90% блюд в меню в ресторане”, ‘могу написать мейл с рабочими вопросами так, что получу на них прямые ответы” до “могу прочесть статью в такой-то газете на любую тему не обращаясь к словарям.” Можете взять некоторые идеи из описаний уровней CEFR https://ru.wikipedia.org/wiki/Общеевропейские_компетенции_владения_иностранным_языком,
но учтите что вам придется их индивидуализировать под себя.
Это все сложнее, и больше подходит тем, кто в изучении иностранных не новичок, но зато позволит вам экономить на экзаменах и тестах.

Я уже писала про разницу между навыками-умениями, т.е. понимание на слух, говорение, чтение, письмо, и системами, т.е. лексика, грамматика, фонетика, дискурс. https://desp-immigrant.livejournal.com/326860.html На мой (абсолютно не оригинальный) взгляд серьезные результаты - это прогресс именно в умениях, а не в системах. И вышеупомянутые уровни CEFR описывают компетенции в умениях. Однако, я совсем не против того, чтобы люди ценили и хвалили себя за свой прогресс и в системах тоже, если при этом они не забывают умения. Например результат “я теперь знаю 1000 слов” или “я знаю наизусть все формы этого глагола во всех временах” – это совершенно замечательно, если при этом есть какой-то прогресс и в умениях тоже.

По сути, самый оптимальный подход - это мотивировать себя буквально на каждое упражнение или другого типа занятия ( почитать, послушать), которое вы выполняете, представляя себе, как маленький-маленький результат от этого упражнения или от страницы текста вливается в общий поток и несет вас к конечной цели. Ну а если вы проделываете какое-то задание, упражнение, учите список каких-то слов, но при этом совершенно не понимаете, каким образом это поможет вам достичь конечной цели, то вот тут пора задуматься, а то ли вы делаете?

Следующий пост будет про второй фактор формулы, фактор “Уверенность в успехе”. Поэтому если вы тут не нашли чего-то, что надеялись найти, возможно оно еще впереди.

Всем успехов!

Tags: училковое
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments