То, что у наших людей, (под нашими людьми я имею в виду всех с просторов бывшего ссср) зачастую складывается совершенно неверное представление о том, что из себя представляет обобщенный западноевропеец - это, конечно, не новость, и не совсем тема моего поста. Но мне стало интересным такое явление, (тоже, впрочем, не открытие велосипеда и не изобретение Америки), что параллельно с этим не вполне верным образом "западника", у наших граждан также нередко складывается совершенно искаженный образ собственно нашего человека и его отличия от западного. Кажется, что именно вот этот образ европейца влечет за собой волну сравнений с особенностями нашего русского* национального характера и выводы, что наш национальный характер совершенно другой, даже можно сказать противоположный по многим пунктам. И тут особенно распространены два пути: либо наш национальный характер нами очерняется по сравнению с европейским/американским ( у них на Западе культура, а у нас никакой нет - один сплошной совок, все мы пьяницы, разгильдяи, хамы, плюемся сквозь зубы и тушим цыгарки об оглоблю), либо же наоборот, видится в таком милом розовом славяносоветскофильском свете ( наши люди приветливы и щедры, для другого последнего не пожалеют, раззудись плечо-размахнись рука, а европейцы все поголовно мелочно меркантильны, негостеприимны и чудовищно равнодушны)
Я приведу примеры второго отношения, хотя и первое меня раздражает, но нельзя же объять необъятное.
У меня в голове они хранятся по кодовым названием "У нас бы....., а они...."
У нас бы так все кинулись человеку помочь, а тут....
У нас бы так никто с человеком не поступил, а у них...
У нас бы так в первую очередь накормили, а они....
Но раз собралась критиковать, будет только справедливо начать с самой себя. Но с самой себя более чем десятилетней давности, тогда вроде как почти другой человек получается, и не так стыдно. Так что я хитрая.
Так вот, в возрасте эдак лет семнадцати-осьмнадцати ехала я впервые в жизни в Англию. Зимой, на автобусе. И ночью, где-то на территории западной Германии, наш автобус сломался. Приехали всякие службы, руководители наши дозвонились до фирмы, фирма обязалась прислать другой автобус, но придется подождать пока найдется и пока доедет. К утру нас всех с вещами перетащили в какой-то небольшой немецкий город и поместили в что-то вроде приемника для иммигрантов и беженцев, отапливаемое здание с большим залом и несколькими туалетами и умывальниками. Мы провели в этом здании ровно сутки, ночь ночевали там на полу, и на следующее утро уже за нами приехал наш автобус. Сейчас я считаю, что со стороны немецких властей было очень даже мило оказать нам такую услугу. Нас даже в тот день еще покормили бесплатно, один раз. ( Сосиками с паприкой, разумется, какую еще еду можно ожидать от немцев?)
Но тогда я была настолько дура и максималистка, насколько ею можно можно быть в возрасте 17 лет. И еще я была воинствующая патриотка. Так вот, когда я по возвращении домой всем рассказывала про свои дорожные приключения, я говорила, с возмущением в голосе, примерно следующее: "Эти немцы, ну и жмоты. Привезли им в город автобус с детьми ( детьми шестнадцати-семнадцати лет, угу), а они засунули нас в какой то сарай для нелегальных иммигрантов, где мы спали на полу и ели их несчастные сосики. Уже не могли, что ли, ПО ДОМАМ РАЗОБРАТЬ на сутки?" "Представляете себе"-, распалялась дальше я, - "Сломается немецкий автобус недалеко от какой-нибудь белорусской деревни Гадзюкино. Ведь выйдут тогда дружно все жители этой деревни и не повезут бедных немцев в здание сельсовета, а ПРИГЛАСЯТ ВСЕХ ПО ДОМАМ, напоют-накормят и спать положат и еще самогону в дорогу подарят."
Вот такая я была много лет назад.
Я не могу сейчас отвечать за жителей белорусской деревни Гадзюкино, разумеется, но могу отвечать за себя. Если следуя через город Верхняя Расческа за моим окном сломается автобус с немецкими или еще какими-нибудь детьми, взрослыми и так далее, я отнюдь не выступлю с инициативой дать приют совершенно незнакомому мне человеку на сутки. И сомневаюсь, что поступила бы так, когда еще жила в Минске. И не знаю таких людей, хотя допускаю, что они есть. Просто их не так уж и много. Так что пункт "безоговорочное славянское гостеприимство" отменяется. И кстати, если вы - из тех людей, или хотя бы знаете таких, подкиньте адресок, а? Нас с мужем интересует Москва и Петербург в первую очередь. Полотенца и тапочки мы свои привезем.
Другой пример - не про меня, а про моих родителей. Собственно, эта раздражающая меня фраза "У нас бы....., а они...." взята мной от моей мамы. Как и всякий ребенок воспитанный хорошими и заботливыми родителями, я выросла эгоистичной, несправедливой и неблагодарной по отношению к ним, все хорошее от них воспринимаю как само собой разумеющееся, зато если что-то чуть-чуть не так - запоминаю надолго и еще потом всем жалуюсь. Но хотя бы я отдаю себе в этом отчет. Это было лирическое отступление, а теперь пример идеализированного образа соотечественников, сложившееся в голове моей мамы.
Несколько лет назад, мне, к тому времени не в первый раз, повезло поехать в Англию на одну конференцию. Ехала я на автобусе, потому что поездка оплачивалась не мной, а организацией, пересаживалась на Лондонском автовокзале Victoria Green Lane на английский уже автобус и оттуда ехала еще часа четыре до города, название которого не привожу, потому что оно вам ничего не скажет. Так как это была уже не первая моя поездка, у меня к тому времени были в Англии очень хорошие английские друзья. А жили они на одинаково удаленном расстоянии как от Лондона, так и от города, которые был целью моей поездки. Поэтому я даже не планировала к ним заезжать после окончания конференции- слишком другой район Англии.
Так вот за несколько дней до отъезда моя мама вдруг спрашивает меня, а не могут ли мои друзья приехать встретить меня на Лондонском вокзале и довезти меня до места уже на автомобиле, убив таким образом двух зайцев, и пообщаются со мной, давно ведь не виделись, и меня довезут с гораздо большим комфортом. И мол, неужели они сами этого не предложили, ведь я про предстоящую свою поездку им написала? Тогда я объяснила маме, какие это расстояния. Даже карту показала. И что я и не ожидала от них предложения меня подвезти. И тогда мама мне выдала эту свою прекрасную фразу: "Вот МЫ бы так сделали, если бы человек приезжал к нам в страну, а у НИХ так не принято, все с ними понятно." И еще головой покачала. ( Ой, не дай бог она это читает,но слава Богу, ее не интересует ЖЖ.)
То есть получается мои идеальные соотечественники, у кого есть сколько-нибудь совести, сделали бы так, как сказала моя мама. У кого хорошо с географией? Представьте себе, вы живете себе никому не мешаючи, в Минске. И тут в Белоруссию приезжает ваш английский друг. Он приезжает не к вам, у него жесткие сроки, ему надо на конференцию в Витебск. А приезжает он поездом до Бреста. Вы, конечно же, срываетесь с работы там или из отпуска, и срочно на автомобиле в Брест ( три с половиной часа дороги, если машина хорошая) Всречаете его на вокзале, на котором он, кстати, преспокойно мог сам купить билет до места назначения ( языковой проблемы у этого гостя нет), сажаете его к себе в машину и везете его в Витебск ( часов пять, не меньше). В Витебске вы его высаживаете у гостиницы поздно вечером, машете ему ручкой, потому что его конференция начинается завтра и ему еще нужно поспать как минимум пару часов, садитесь в машину и гоните домой в Минск ( еще часа три-четыре) Как вам такая картинка? Вы бы такое сделали ради дорого гостя? Вот моя мама считает, что " у нас бы такое сделали, а вот у них....."
Короче, давайте не будем выдумывать какие "мы" по сравнению с "ними" хорошие, или, опять же, плохие.
А вот еще пример. Теперь уже не про меня, но тоже реальный. Эту историю мне рассказали когда-то в юности какие-то семейные друзья-знакомые. И тоже с подоплекой "Их нравы".
Короче, жила была одна белорусская девочка со своей мамой, но без отца. Мама была что-то по художественной части, то ли организовывала концерты, то ли руководила ансамблем, то ли даже дворцом культуры. А девочка с самого раннего детства в этих ансамблях то ли пела то ли танцевала, то ли и то и другое вместе. Но не только потому что при маме, а еще и потому что на самом деле была очень талантливой девочкой. Но жили они бедно - работники культуры же. И тут падает железный занавес. Начинаются всякие культурные обмены. Во дворец приезжает какая-то американская делегация, религиозная. Методисты какие-то. Познакомились с ансамблем, походили по дворцу, сняли целый фильм про это, в том числе и запись концерта - и в конце концов уехали. А дома у руководителей делегации был юный, но совершеннолетний, сын. Он посмотрел концерт, где та девочка поет и танцует - и почти влюбился. Девочка красивая была. В следующий визит делегации в Минск вместе с родителями поехал и мальчик. Познакомился с девочкой. В жизни она его очаровала еще больше. В конце концов, то ли в этот самый приезд, то ли в следующий, мальчик сделал ей предложение. А девочка его приняла - мальчик симпатичный, обходительный, будущий пастор. Семья приятная. И небедная. А вокруг между прочим разваливающийся Союз. Правда, так как они оба были еще молоды, то решено было девочку пригласить в Америку, устроить в американскую школу, чтобы она язык выучила ( потому что английский у нее был так себе), а потом отправить ее в университет, где-нибудь поближе к мальчику, а потом уже и женится. Но жениться хотелось непременно.
Такая очень романтическая история. Только как вы уже догадались, романтике часто приходит конец еще в самом начале.
Все было сделано как и задумано, девочка отучилась в школе, очень хорошо освоила язык, поступила в какой-то колледж на первый курс. Все это время общалась с мальчиком. И вот по мере того, как она все больше и больше узнавала мальчика и все лучше понимала о чем он говорит, она начала признаваться себе, что мальчик ей как человек совсем не нравится. Что он склонен читать ей многочасовые лекции, морализировать, занудствовать, и у них совершенно не совпадает мировоззрение. И видеть его в качестве будущего своего мужа она не хочет. И вообще не очень хочет его видеть. И когда девочка это окончательно поняла, она сказала "Давай расстанемся" - и они немедленно расстались. В этот момент она училась на первом семестре в колледже. За который платили родители мальчика. Которые, естественно, после этого платить за колледж сразу же прекратили и вообще прервали с девочкой всякую связь - как отрезало. Поэтому они не знали, что девочка не ушла из колледжа, а получила грант на учебу, подрабатывала за время учебы на трех работах, уставала как лошадь, но тем не менее закончила его с отличием и получила хорошую работу. Когда они это узнали, случайно, через несколько лет, то очень удивились.
Девочку можно оценить по-разному ( я, например, считаю что она очень сильная и смелая и именно поэтому молодец ), но интересно то, как наши друзья-знакомые рассказав эту историю оценивали американскую семью. Мол, вот куркули бесчувсвенные, бросили человека без денег, - прервали все отношения, и наплевать, что там с ней дальше было бы. Не по-человечески как-то. Вот наши бы люди так никогда... наши бы люди так бы не...
Окститесь, ребята. Девочка может и молодец по-своему, но то, что она сильно обидела семью, потратившую на нее массу времени и денег - факт. И никто ей ничего после такого не обязан. И никакие "наши люди" ей не стали бы помогать в такой ситуации. Разве что совсем святые. На Руси святые же бывают.
Короче, снаружи все народы, конечно, сильно разные. Тихие и громкие, вежливые и хамоватые, желтые и коричневые. А вот внутри один народ не хуже и не лучше другого. Люди сами по себе разные бывают: кто-то мелочится, кто-то алчет, кто-то ненавидит, кто-то склочничает, кто-то считает себя непререкаемым авторитетом, кто-то не прощает, кто-то поучает всех и всегда. Но это не потому что кто-то русский, кто-то белорус, а кто-то англичанин. А просто потому что кто-то - такой. А кто-то еще - совершенно другой.
Раньше я закончила бы этот пост словами "Так что давайте жить дружно".
Сейчас не могу. Закончу "Давайте не отказывать другим в праве быть не хуже нас".
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →