безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Categories:

О женском романе замолвите слово

Это перепост. Вспомнила про него в связи с предыдущим постом.

Н-ное количество лет назад мы с моей дальней знакомой В., будучи девицами претенциозными интеллектуальными, очень любили порассуждать на тему литературных достоинств того или иного произведения. Одной из излюбленных наших тем были женские романы. У этих книг имелось два больших преимущества: читать их было легко и приятно; издеваться над ними можно было до бесконечности.

-Ты только посмотри на эту героиню, В.! - говорила я - Ну, то, что она очередная неземная красавица, стройная, с длинными ногами, идеальной грудью, матовой кожей и жемчужной улыбкой, это понятно, шаг влево, шаг вправо от идеала - расстрел. Но почему и у этой рыжие волосы? Который роман читаю - те жа "волна шелковистых рыжих волос с золотистым блеском...." Уж казалось бы чего легче - менять цвет волос и глаз героиням. Легче чем Тюбику в Зеленом Городе было портреты малышек по трафарету рисовать - краски не расходуются. Ан нет, из десяти восемь будут рыжими с изумрудными глазами. Ты когда-нибудь видела изумрудные глаза у людей вообще? Я - только у кошек.

-А голос у нее, наверное, контральто опять?- спрашивала В.

-Именно, и как ты догадалась? "Мелодичное грудное контральто". При том что в жизни контральто встречается довольно редко. И вообще почему это при описании голоса, которым женщина ГОВОРИТ, надо использовать музыкальный термин? Что-то я ни разу не видела фразы "Она разговаривала с ним приятным сопрано, а он перебивал ее неплохим тенорком"

- По-видимому в слове "контральто" присутствует какой-то шик и оригинальность.

-Удачно скрывающий тот факт, что на самом деле это просто низкий женский голос, далеко не всегда привлекательный, кстати. Представляешь себе десять тысяч романных героинь, всех разговаривающий мелодичным грудным контральто? Это просто какой-то хор мальчиков-зайчиков.

-А про духовное богатство героини что-нибудь есть?- пытала В.

-Ну да, она элегантна, изящна, благородство в каждом движении.

-Понятно...."Она повернулась к нему изящным движением?"

-Ага.

-"Она элегантно наклонилась над унитазом и ее изящно стошнило?" Вообще-то я имела в виду, есть ли у нее какие-нибудь ее интеллектуальные достоинства?

-Конечно, цитирую: "У нее было превосходное чувство юмора"

-Хотя бы одну ее шутку нашла?

-Шуток никаких я не нашла пока, зато написано "Они много шутили за обедом" и еще вот: "В беседке царила атмосфера веселья и искрометного юмора". Предполагается, что воображение наше уж мигом дорисует остальное.

-А мне вот герой нравится, говорила В.

-Из этого романа или из предыдущего?

-Да какая разница, они все одинаковые и в этом приятная такая устойчивость, надежность какая-то.

-Он конечно, брюнет?

-Естественно. Высокий мускулистый загорелый брюнет, лет за тридцать.

-В пробковом шлеме и сандалиях на босу ногу?, - перебивала я.

-Совсем обалдела? У них же зима на дворе. "В белой рубашке с небрежно повязанным галсутком. Такой небрежности учатся годами." Мне нравится, что он не сопляк какой-нибудь, а мужчина зрелый, с жизненным багажом за спиной, циничный (это очень сексуально) , но при этом тонкий глубоко в душе, слегка уставший от жизни и разочарованный в женщинах, каковых в его жизни было немало...

-Разумеется, всего после каких-нибудь десяти дней знакомства с героиней он в женщинах, точнее в одной из них, снова очаруется. Потому что она такая особенная...тонкая... душевная...прекрасная... Она вдохнет в него новую жизнь...на всю жизнь... Какая-то неловкая фраза получилась. Кстати, он поет?

-Этот-то? Конечно поет, чем же он хуже других. В самый нужный момент он берет гитару и оказывается, что он обладатель прекрасного хрипловатого голоса.

Да, без хрипловатости в романе далеко не ускачешь... Чуть что - у него сразу голос становится хрипловатым. Это типа индикатор такой кое-чего. Эвфемизм. Она повернется к нему ( изящным движением) - у него сразу голос хрипловатый. Она взглянет на него из под ресниц ( А из под чего еще можно взглянуть?, из-под волос, что ли?)- он опять хрипит. Она чихнет - у него опять... хрипловатый голос. А поет-то он, кстати, на испанском?

-Ну конечно, это же закон: каким бы ни был родной язык героя, петь свою песню под гитару он должен непременно на испанском, вечером, и пламя свечи освещает его мужественные черты...

-А вот я однажды читала роман, где герой запел все-таки не на испанском. Он свою любовную песню для героини запел .....на эскимоском!

-Любовная эскимоская лирика - это вообще что-то новенькое.

-Понимаешь, он много путешествовал, и как раз перед сценой с гитарой оказалось, что он три года прожил среди эскимосов. И спас одному эскимосу жизнь и привез его домой, так вот они дуэтом там эту песню и спели.

-А дальше что было?

-А дальше я бросила читать, потому что я многое могу вынести, но такое было уже выше моих сил. Там еще примерно пол-книги оставалось. Он наверное еще потом оказался специалистом в по древнегреческому эпосу, радиологии, борцом дзюдо и прекрасным наездником, и все это так, походя...

И вот так мы c В. продожали в том же духе, а потом мы еще взяли и написали свой собсвенный. Но щас не об этом.

Щас я хочу пожаловаться.

Наверное это верный признак моей приближающейся старости: я начинаю все больше брюзжать про то, что раньше все было гораздо лучше, а теперь совсем уже не то. Но я же не могу смотреть равнодушно на постепенное исчезновение этого предмета наших с В. издевательств, этого стереотипа из стереотипов, этого жанра глупенького, очень романтического женского романа, где штампами, штампами, штампами рассказывалось про любовь, любовь, любовь?

То есть жанр как таковой по-прежнему процветает. Но его содержание изменилось круто.

Где те немудреные и одновременно оставляющие простор воображению, (именно в таком сочетании), сюжеты? Где эти так хорошо знакомые "непредсказуемые" повороты, как, например, мимолетно встрtченный героиней во время путешествия незнакомец вдруг оказывается поселившимся в одной с ней гостинице; герой и героиня, поначалу сильно недолюбливающие друг друга, неожиданно сближаются после опасного приключения; после того как он и она признаются друг другу в своих чувствах, откуда ни возьмись возникает его бывшая пассия - настоящая стерва -и заявляет, что она его просто так героине не отдаст и гордая героиня собирается убежать на край света, но он догоняет и возвращает ее в последний момент....и ах!....

Теперь сюжеты - о реальных тяготах жизни: женщина одна растит ребенка, поднимает свой бизнес, делает любыми способами карьеру, ищет более ли менее нормального мужчину для устройства личной жизни ( не менее тяжело, чем предыдущие задачи в списке), пытается доказать кому-то что-то...

Те самые идеальные рыжеволосые героини оказались замененными на максимально приближенных к реальным женщинам. Даже слишком максимально. У современной героини непременно какая-нибудь проблема, которая ее мучает, и часто не одна. У нее либо лишний вес, либо маленький размер груди, либо ростом не вышла, либо ноги кривоваты, либо тусклые, секущиеся волосы, целлюлит и так далее. Хорошо еще, что хоть не все это вместе, но, по-видимому, и такие персонажи не за горами. И вот на протяжении всего романа, на каждой странице, героиня зудит и ноет( роман часто от первого лица), как ей тяжело быть толстой и как несправедливо к ней современное общество и как ей тяжело перестать ей конфеты и как несправедлив к ней бывший бойфренд и как ее тяжело быть толстой и почему наше общество ее не понимает и как ей тяжело...и уже мне, потерявшей терпение, хочется крикнуть "Да заткнись ты уже, ЖИРНАЯ КОРОВА!"

Если же у героини с внешностью оказывается все более ли менее в порядке, то значит у нее что-то не в порядке психически - она или анорексичка, или булимичка, или страдает необъяснимыми депрессиями, или у нее страх связать себя длительными отношениями, или же груз тяжелого детства не позволяет ей получить удовольствие от секса. Этим конечно же изобличается наше насквозь прогнившее общество, сделавшее ее именно такой.


Положительных мужских персонажей я, впрочем, не буду критиковать. Возможно они даже эволюционировали в лучшую сторону. В них немного меньше героизма и мускулистости, но зато больше таких чисто практических и более ценных в современном обществе качеств как умение убрать за собой, пожарить обалденную яичницу, приглядеть иногда за ребенком и нормально поговорить с любимой женщиной, а не просто взвалить ее молча себе на спину и потащить, спасая ее честь от стада взбесившихся горных тушканчиков. Таким образом они по-прежнему остались идеальными и недостижимыми.

А вот отрицательные мужские персонажи а) измельчали, б) сильно размножились. Это уже не представители вселенского зла с демонической внешностью и какими-нибудь жуткими наклонностями (например женящиеся на богатых наследницах, а потом убивающие их одну за одной). Теперь их пороки и отрицательные поступки уже не живописны, а скорее пошлы - бросить забеременевшую подругу, завести роман на стороне, заставить жену пожертвовать карьерой, потому что ему нужен домашний уют, а через несколько лет начать упрекать ее в том, что она ничего не добилась в жизни, переложить всю работу на свою женщину, а самому попивать пиво перед телевизором, наконец просто не хотеть жениться и бегать от ответственности. От такой жизненности было бы невесело, но немного поправляет дело концовка, когда измотанная героиня все-таки обретает счастье с положительным мужчиной, который полная противоположность ее прежнему, отрицательному. И долой ваш здравый смысл и здоровый скептицизм! Пусть хоть в конце кому-то будет хорошо!


Но идет уже и совсем новое поколение женских романов, где вообще не находится ни одного положительного мужчины. Героини там тоже, конечно, не подарочки, но у них хоть какой-то характер имеется, а вот вокруг них какие-то жалкие непутевые мальчишки возрастом от двадцати до пятидесяти лет. Когда у героини заводится новый роман, читательница уже подсознательно ждет, когда же выяснится, что там с этим очередным мужчиной не то. И выясняется - уже через пару страниц. И потом новый роман - и опять что-нибудь не то. И еще один, и еще ....

И вот получается, что легкого, беззаботного ощущения такие романы уже совсем не оставляют. Издеваться не поиздеваешься, но и похвалить особенно желания не возникает. Иногда после прочтения возникает раздражение, иногда - вообще какая-то тяжелая обида на жизнь и беспросветный пессимизм. Короче, ощущения почти как от настоящей литературы. Что это за обман вообще, мне же совсем не то обещали, оборачивая эту книжку в яркую обложку с блондинками и называя ее "женский роман"! Я хочу, чтобы было гламурненько и чмоке розовым, и еще чтобы все в конце были счастливы!


Хорошо, что остались еще такие верные жанру издания, как журнал "Лиза", например. Там до сих пор еще после обзора новинок моды этого сезона, но перед рецептами выпечки, можно почитать женские истории про настоящую любовь со стандартно благополучной концовкой, написанные, вероятно, разными людьми, но как будто бы одним человеком.
Они такие хорошие, про жизнь, но счастливые, и их обволакивающий заштампованный стиль создает ощущение душевного уюта. Начинаются они часто так:
"У Али было все: приятная внешность, интересная работа, друзья. Но не было главного: любви.
Однажды вечером Аля возвращалась...."
Ну и так далее. Вы уже знаете заранее историю этой милой Али, Юли, Оли, Маши, Анжелы, Василисы....
Вы уже знаете, что она закончится вот этим:
"Его сильные, но ласковые руки крепко обнимали ее. "Теперь я тебя никуда не отпущу", сказал он. "А я от тебя и не уйду никуда", засмеялась Аля. "
И такой закрашенный квадратик в конце абзаца, чтобы читатели знали, что на этом рассказ закончился, а на следующей странице уже начинается секрет приготовления вишневого пирога "Осенняя Симфония".

И хорошо, что существуют девушки, наполняющие серые, но такие домашние страницы литературных порталов такими же историями, забесплатно. Спасибо им все-таки.

Хоть есть над кем посмеяться, ей-богу.


Tags: ЛитерОтура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments