безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Покажите нам горе.

В античной скульптуре существовало несколько способов выразить скорбь. Самую крайнюю степень скорби изображали с помощью ладоней, полностью закрывших лицо. Знак того, что изображение подобного горя неподвластно художнику. Возможно, была в этом и какая-то деликатность: неписанный запрет посторонним зрителям смотреть в лицо скорбящему. Возможно я ошибаюсь: времена все-таки были не самые деликатные, чувства изображенные что в художествах, что в литературе - не самые сублимированные. И все-таки есть в этом что-то глубоко верное. Не отворачиваться от чужой трагедии, не делать вид что все прекрасно - отнюдь. Горе - здесь, от него никуда не деться. Но и не всматриваться в лицо скорбящего. Оставить что-то ему.

Сейчас есть художественные произведения, в которой этой деликатности нет и в помине. Есть фильмы - очень хорошие, серьезные, их режисеры и актеры получают признание, от Оскаров и Пальмовых Ветвей, до призов на альтернативных фестивалях- фильмы, в которых скорбь не только не скрывается под ладонями, а, напротив, демонстрируется с разных ракурсов. Реакция героини или героя, которым сообщают о смерти ребенка, родителя, любимого, показывается от начала до конца, крупным планом. Недостаточно трагичного силуэта на фоне окна или печальной музыки, всех этих эвфемизмов прошлого века. Недостаточно САМОГО ФАКТА ТРАГЕДИИ. Нашему воображению и способности сопереживать не доверяют. Для максималного воздействия нам показывают лицо крупным планом в момент сообщения страшного известия. Вот где актеры должны показать профессиональный класс. Почерневшие глаза. Мгновенно появившиеся на лице борозды. Дрожащие губы. Истерику.

Только тогда мы поверим, что случившееся - ужасно.

Но это все - художественные произведения, выдуманные герои, каждый художник имеет право показывать так, как он видит, и так далее.

А ведь есть еще реальные истории, о реальных людях - в новостях.

Банальность известная каждому - передачу или газету делают плохие новости. Смерти и катастрофы. Поэтому ничего не поделаешь, от плохих новостей никуда не деться, да нам и самим хочется на них смотреть. Новости новостям рознь. Очень редко какие плохие новости нужны нам потому, что они непосредственно касаются нас, или наших родных или друзей. Боже сохрани вас и меня от таких новостей.

Большинство плохих новостей нас никак не касаются. Где-то война, где-то терракт, где-то землетрясение, где-то страдают от страшных болезней люди, у кого-то пропал ребенок. Для миллионов людей такие новости - лишь клубничка с привкусом мертвечинки. Для сотен тысяч - повод удовлетворенно отметить, что мир катится ко всем чертям и уйти ставить чайник. Для десятков тысяч тех же людей - это сигнал что-то сделать, хоть как-то помочь. Послать деньги в какой-нибудь фонд, принять участие в программе, вспомнить, что где-то видели эту девочку, да выйти на улицу с протестом, наконец. То, что называется "make a difference". Благородная цель безусловно присутствует и ради нее можно простить дикторов, драматически хмурящих свои красивые лобики и читающих с выражением текст который, чаще всего, их абсолютно не волнует.

Бывают тяжелые новости, где ничья помощь уже никому не нужна, но они хотя бы послужат кому-то уроком. Не садитесь пьяными за руль, потому что вот что бывает. Не употребляйте тяжелые наркотики, потом что вот во что вы превратитесь. Не оставляйте маленького ребенка без присмотра, потому что может произойти вот это. Тоже какая-никакая - а польза.

И бывает еще одна категория новостей, внешне очень похожая на две предыдущие, как ядовитый гриб бывает похож на съедобный. Новость, где "просто трагическая история". Где никому нельзя помочь, где нет страшного урока, который можно было бы извлечь. Просто жестокая история пробивающая на слезы. Как фильм. Только с настоящими людьми.

Вчера вечером по Би-Би-Си показали одну такую трагедию с подробностями. Пять молодых девчонок, красавиц и умниц, путешествовали по Эквадору и погибли в дорожной катастрофе. Их автобус столкнулся с грузовиком. В этой истории нет элемента страшного урока. Ну какой здесь может быть урок? Не езжайте в Эквадор? Не путешествуйте автобусами?

Здесь нет и цели собрать помощь с обществености.

Здесь есть ужасное совпадение приведшее к трагедии. И есть повод выбить из зрителей слезы. Да что там выбить - все гораздо легче. Как дернуть за веревочку. А если такой повод есть - ничто не должно стать на его пути, никакая этика, никая совесть.
Услужливые журналисты постарались для нас - связались с семьями. Интервью с двумя семьями они сняли и показали в эфире. У меня не хватает слов это описать. Хотелось бы просто дать им по морде. Они приходят с камерой и микрофоном к родителям, только что потерявшим дочь. Да, конечно, те сами согласились. Но эти люди - в глубоком горе. Как они сейчас воспринимают реальность? Им не до обдумываний, им вообще ни до чего. Им хочется поговорить о девочке хоть с кем-то. Команда репортеров, в то же время, не пе режила никаких немыслимых семейных трагедий. Они-то должны понять, что показывать выражение лица родителей миллионам зрителей - это, это...я даже слова не подберу. Бессовестно это. Вот родители вспоминают о своей девочке. Читают ее последний мейл. Тут отец не выдерживает - начинает плакать. Камера приближается к его лицу, чтобы ничего не упустить. Целую минуту нам показывают плачущих родителей. Эта сцена не оставит никого равнодушным. Никого, кроме человека за камерой - у него не тряслись руки, ему не застилало слезами глаза - он наводит камеру точно, держит крепко. Потом все это талантливо монтируют и подают в эфир. Еще наверное и хвалят друг друга - отличная поработали, ребята.

Покажите, что вам не все равно. Покажите сочувствие. Отведите ладони скорбящего от его лица и покажите его всем - посочувствуем ему всем миром! Это так прекрасно!

Уроды.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →