безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

Зачем переступать Черту.

Навеяно некоторыми комментариями к предыдущему посту. ( Всем большое спасибо)

Тенденция, однако. Назовем ее "Волшебный Круг". Человек берет какой-нибудь Волшебный Мелок и очерчивает вокруг себя Волшебный Круг. Ровный и четкий:
Это не входит в мои обязанности.
Это - не моя проблема.
Это уже твоя/их/ее/его/ваша забота, но никак не моя.
А я здесь причем? Я здесь вообще не причем.


Ни в коем случае не переступить круг своих обязанностей, своих проблем. Не начать помогать решать чужие. Дело даже не в том что перетрудишься. Может и не перетрудишься. Дело в том что: Это. Не входит. В мои. Обязанности.
Все.

Меловая Черта условна. Но при этом служит настолько прочным барьером, насколько хочет человек внутри круга. Захочет - будет ров с водой, захочет - двуметровый забор, захочет - государственная граница с автоматчиками. Она очень хорошо защищает человека, который находится внутри круга, от лишних забот и заморочек. To есть ровно настолько хорошо, насколько он сам хочет.
Меловая линия может очерчивать круг заботы о любимых и близких ( Это я делаю - а вот это уже нет, и не заставите!) или круг внимания к нуждам незнакомых людей в общественных местах,( Я не обязан уступать никому место). Или же круг профессиональных обязанностей.


Иногда сталкиваешься с таким прочным баьером, что запоминаешь надолго. Я например, надолго запомнила историю из своей молодости.
Мы с подругой пошли как-то в театр. Драматический. Так как билеты мы покупали в самый последний момент, то билеты нам достались скверные - в одном ряду, но через проход. На балкон. Я села в крайнее левое кресло центрального ряда, а она - в крайнее правое кресло левого ряда. Справа от меня сидела дивчина с хлопцем. А после них было одно пустое кресло. Где-то на десятой минуте спектакля кресло было все еще не занято - то есть очевидно, что оно останется пустым до конца. Я улучила минуту, когда на сцене ничего не происходило - была смена картин. ( Это, кстати, важно: учесть, что я никому в тот момент слушать не мешала)
Говорю девушке: Извините, я вижу справа от вашего молодого человека пустое кресло, вы не могли бы вдвоем с ним подвинуться вправо на одно кресло?
Она: А зачем?
Я: Моя подруга сидит вон через проход, а так она рядом со мной сядет. Если вам не трудно, пожалуйста.
Девушка: Нет, мы не подвинемся.
Я: Неужели вам так трудно это сделать??
Она: Вы такие билеты купили, вот и сидите, смотрите спектакль. Все.

Честно признаюсь, первое действие того спектакля я не помню - у меня все мысли были заняты легким ахуем. Но это, конечно, мои проблемы.

Запомнился мне этот случай потому что я злопамятная, мелочная, мстительная сука из-за ощущения бессилия в совершенно незначительной ситуации. Потому что хоть ты побейся несколько часов лбом об угол сарая, ты не докажешь, что девица была неправа. Она была абсолютно, совершенно в своем праве, отказывая в моей просьбе. Мы купили такие билеты, она со своим молодым человеком купила другие, и не ее забота, что нам хотелось бы сидеть немножко лучше и у нее была возможность нам удружить, лишь слегка - в буквальном смысле - приподняв попу. Но это не ее проблема, и неважно, надо ли выйти из своего Волшебного Круга основательно, чтобы помочь другому, или только слегка заступить Черту - главное, что пришлось бы выйти из Круга. А она не обязана.


Но самая популярная сфера употребления Волшебного Круга - это профессиональные обязанности.


Сто лет назад из совершенно ненавистного курса информатики за 11 класс я ( дибилко-креведко и махровый гуманитарий ) запомнила только одно- основной алгоритм решения задач в каком-то простейшем языке:

Если... то...
Иначе...
Все.

Без этого принципа компьютору никуда. Это самая базовая логика.
Люди не машины, но тоже пользуются логикой. Правда не всегда. Но когда пользуются - это должно быть позитивным явлением, не так ли?

Недавно я была свидетелем употребления железной логики. Того самого алгоритма Если То Иначе Все. Случай произошел опять же, в Минске и был совершенно пустячный, и не стоил бы запоминания, если бы я не была злопамятной, мнительной, мстительной сукой не был таким показательным.

Итак, в Минске, месяц назад, я захожу в средних таких размеров универмаг. Из таких универмагов, где нет самообслуживания, а каждый отдел представляет собой прилавок, кассу, тетку за кассой, а позади тетки - полки, плотно заполенные товарами ( от белорусских производителей) И товары распределены по отделам по не всегда понятным принципам. Например, в одном отделе носки и шнурки. В другом - порошок стиральный и зубной и щетки для унитаза. В третьем - молотки, сьемные ручки для сковородок и резиновые перчатки. Ну, это я утрирую. Но не слишком. Принципы распределения товаров по отделам, конечно, никакие не мистические, за каждым какая-то логика, просто у меня не было времени вникнуть.
Так вот я ищу, буду с вами откровенна, граждане, туалетную бумагу. И чего-то не вижу ее ни в одном отделе. Но я еще и очки дома забыла, поэтому вижу не очень хорошо. Хотя это вообще мои проблемы. Но проблемы проблемами, а туалетная бумага мне все-таки нужна. И вот я подхожу к отделу, где могу разглядеть на полках мыло, шампунь, подушечки для снятия макияжа и влажные салфетки. И думаю, а может за всем этим прячется то, что мне так жизненно необходимо. Женщина за прилавком повернута ко мне спинной частью и расставляет на полках какие-то коробочки. Между нами происходит следующий диалог:

Я: Простите пожалуйста, туалетная бумага в вашем отделе продается?
Женщина, полуобернувшись: Нет.
И продолжила расставлять коробочки спиной ко мне.


Почему мне запомнилась эта ситуация? Женщина-продавец действовала как нельзя более логично. На свой вопрос я получила прямой и совершенно верный ответ. Если мне нужен был другой ответ ( а он мне был нужен), то мне следовало сформулировать свой вопрос по-другому. Или задать второй вопрос. Например: Тогда скажите пожалуйста, продается ли в вашем универмаге вообще туалетная бумага и если да, то в каком отделе и как мне дойти до этого отдела с того места на котором я сейчас стою?

Если...то...
Иначе...
Все.

Но мне задавать этот вопрос не захотелось. Мне после ее логичного ответа захотелось ( в высшей степени нелогично) просто уйти в другой магазин и искать там. Но это уже вообще-то мои проблемы, а никак не ее. И не магазина - от того, что я не купила пару рулончиков, доход его не пострадал.

Нельзя сказать, что женщина не выполнила свои профессиональные обязанности. Если бы я спросила "А в каком отделе?" в ее обязанности входило бы предоставить мне информацию.( И совершенно, уверена, она бы мне ее предоставила.) А догадываться, что, спрашивая "Продается ли это в вашем отделе?" я на самом деле хочу знать, где же я могу найти этот товар, в ее обязанности не входит. Покажите мне трудовой договор в котором написано "Продавец обязуется предугадывать желания и мысли клиента." Нет такого договора.
Правда, являясь человеком, а не компьютором, догадаться на самом деле было можно было. Используя здравый смысл, который иногда не совпадает с логикой. И продавщица та конечно прекрасно понимала что мне было надо. И вполне была в состоянии дать развернутый ответ на мой неправильно заданный вопрос. Но: Это не входит в ее обязанности.
Зачем переступать меловую черту, если этого можно не делать?

Я тут в своих англиях, как уже всем известно, забываю русский язык, поэтому не могу придумать как одним словом назвать готовность помочь. Приходит, например, в голову слово "доброта". Ах, отдавать всю душу своему делу. Ах, душой болеть за свою работу, за каждый проект. Ах, засыпать и просыпаться с мыслью "Что еще я могу сделать для этого?" ( и не заметишь, как плавно перейдет в "ради этого") Сразу представляется нечто героическое, скажем, медсестра, которая вместо своего обеденного перерыва сидит с умирающим стариком. ( Что важнее - бутерброд или жизнь?), или учительница, которая жертвует своей личной жизнью ради того, чтобы make a difference в школе для неблагополучных детей ( Что важнее - личная жизнь одной женщины, или реальный шанс справиться с молодежной преступностью?)
Нет, в этом уж как-то многовато пафоса. Выйти за свою Черту так далеко - это героизм. Это уже не просто переступить Черту - это какой-то марш-бросок на два километра получается. Если уж очень хочется, то - конечно, восхищаюсь, а вообще не стоит. Героизма в повседневной жизни ни от кого не требуется. И вообще вот это "душой за свою работу болеть, всю душу в свою работу вкладывать" - лишнее, на мой мещанский вкус. Мне лично не нужны души тех, кто обслуживает мои потребности. Душу свою себе оставьте, спасибо. Или вложите в своих детей и любимых - это ваше дело. А в работу вкладывайте, пожалуйста, профессиональные навыки, энтузиазм, и... ну вот я и опять запнулась с этим словом!


Раз "доброта" не подходит, приходит в голову "услужливость" . Но какой же у этого слова негативный оттенок! При словах "услужливая продавщица" представляется эдакая фифа, которая улыбается ( разумеется фальшиво) и скачет козой вокруг клиентов. Вам туалетная бумага? Как замечательно! Только у нас, только для вас, всегда и постоянно, есть бумага в цветочек, а есть в сердечки, есть с эффектом шелка, а есть с эффектом наждачной бумаги, а вам для каких размеров попы? Вот этот оттенок очень идет к вашему цвету лица! Только купите, купите , купите, пожалуйста, купите хоть что-нибудь, а то меня уволят.
Бррр. Тут за Черту переползают на брюхе, преданно глядя хозяину в глаза. Уж по сравнению с этой картинкой, действительно лучше, когда никто тебе не улыбается деревянно, и не демонстриует готовность вылизать задницу, а пробивает товар молча и отворачивается.

Так что, у нас образовывается только три альтернативы?

1. Забыть вообще о Волшебном Круге. Нет не моих проблем и не моих обязанностей - все проблемы мои. Помогу всем, спасу всех! ( Каждый вечер кассирша Клава задерживается на работе бесплатно три-четыре часа - пока не обслужит всю очередь, а очередь к ее окошку собирается особенно длинная. Недавно Клава сильно поругалась с мужем, которому это надоело. Но люди в очереди Клаву любят. Золотое сердце, так говорят про Клаву в городе. С мужем Клава раводится.)

2. Выползти из Круга на животе, умильно виляя хвостом, перевернуться на спину и подрыгать лапками. (Все знают, что Костя стелется перед клиентами банка. Правда, его клиенты - элита. Костя не дурак. )

3. Не переступать Волшебный Круг ни в коем случае. ( Кассирша Марина Ивановна закрыла окошко ровно в 18.00. В очереди оставалось всего два человека, которые до этого прождали час и ушли ни с чем. Но она не обязана. Это не ее проблемы.)


А четвертого варианта совсем-совсем нет, правда же?


Tags: Ковыряние совочком в песочнице
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →