безнадежная иммигрантка (desp_immigrant) wrote,
безнадежная иммигрантка
desp_immigrant

Category:

Маша Трауб “О Любви”. Рецензия от привередливой ханжи.

Дорогие френды! Зачем вы читаете хорошие книги? Читайте плохие, это полезно. Вы откроете очень много о себе самих. Я так каждый раз открываю. Вот прочитала “О любви” Маши Трауб и открыла что я привередлива и старомодна. Для меня, понимаете, книга - это все-таки нечто большее, чем “пара сотен страничек, заполненных буквами и пробелами, в мягкой или твердой обложке”. Я чего-то еще от книги хочу, и забываю, что автор мне ничего не должен. Ну зато я теперь знаю свой недостаток. А вы свои недостатки знаете?

В сборнике Маши Трауб “О любви” четыре романа: “Собирайся, мы уезжаем”, “Глянец”, “Нам выходить на следующей” и “Ласточ...ка”. Читаются все четыре легко и быстро. Язык у Трауб очень простой, но при этом отнюдь не примитивный. Никаких сложносочиненных, труднодоступных предложений, с другой стороны - никаких ляпов и гришковизмов. Точные, естественные диалоги. Читать такой текст приятно - как песню слушать. Темы произведений, как понятно из названия, любовь, отношения, эдакие семейные саги. Мне, типичной женщине, такое по душе. При этом слюнявые хеппи-энды с розовыми соплями в шоколаде отсуствуют - все очень жизненно.

Казалось бы, чего придираться?

А придираться вот чего.

Вы любите чипсы? Я очень люблю, ибо свинья-с. “Принглз” люблю особенно . Покупаешь на голодный желудок большую упаковку. “Я только немножко”, ога. Первые три штучки - удовольствие. Потом автоматически пихаешь в рот одну за другой, одну за другой. Останавливаешься, когда от огромной упаковки осталась половина. Ой, зачем я столько съела? Они ж вредные, соленые, с них же толку никакого. Все, хватит. Но не можешь остановится, ешь и ешь, пока не выжрешь все до конца, до донышка. В животе покалывает, язык свернулся в трубочку от соли, одежда в жирных крошках….Ну зачем это надо было, спрашиваешь себя. Больше никогда никаких чипсов! До следующего раза, то есть.

Маша Трауб - такие вот литературные чипсы. Соленькие, с разными вкусами. В романах своих руководствуется, наверное, знаменитой цитатой Толстого, про все счастливые семьи похожие друг на друга и каждую несчастливую семью несчастную по-своему.“Каждая по-своему” - это, конечно, гораздо интереснее и в плане сюжета продуктивнее, чем “похожие друг на друга”, поэтому все семьи, все люди, все мужчины, все женщины, все мальчики и девочки в романах Маши Трауб несчастны. Даже случайный хомячок, и тот оказывается зверски убит дверью. Несчастья ее героев вполне жизненны и современны. Станиславский искричался бы “да верю, верю, верю же” до хрипа. Точно так же могут быть несчастны ваши соседи со второго этажа, ваша старая тетка, ваша школьная подруга, ваш бывший парень... Начинаешь читать взахлеб, как те чипсы кушать - это ж практически про нас, остренько-то как, тут с сыром, там с перчиком. Только быстро понимаешь - это только кажется что все вкусы, то есть, судьбы разные. На самом деле все судьбы Машиных персонажей, составлены из совершенно одинаковых ходов, только в разном порядке. Как карточки домино. Равнодушные родители/озлобленные родители с ремнем/безответственные родители. Злые учителя/жестокие одноклассники/коллеги, стремящиеся досадить. Нежелательная беременность после пьяного перепиха/из-за изнасилования/как “подарочек” от бесперспективного романа. Муж-алкоголик/ туповатый муж-домостроевец/безвольный муж, терпящий загулы бессовестной жены/ муж, уходящий к молодой любовнице-интригантке . Свадьбы с нелюбимыми ради квартиры/дачи/связей. Развод из-за родителей, не принявших невестку/тестя. Женатые любовники, которые ни за что не бросят семью/жестокие любовники/никчемные любовники… Одиночество, одиночество, одиночество… И вот все это домино вьется, вьется, переплетается, история матери переходит в историю дочери, история подружки в историю соседки, история Светки и Таньки в историю Маринки, Нинки, Ленки, Пашки, Гришки. Конец повести ни к чему приводит, ничего не завершает. Просто на столе больше нету места для карточек, на донышке упаковки ничего не осталось, а так вообще-то можно было б и продолжить, у автора за пазухой рог изобилия какой-то.

Дочитываешь очередную повесть которой нет печальнее на свете и думаешь: к чему это все было написано? Если б это был построчник рассказа тети Клавы на кухне у тети Даши, то все понятно. Но это ж как бы “произведение” , как бы “роман”, нет? Может быть, суть Траубских текстов в ярких, выпуклых характерах? Не особо наблюдается. За редким исключением, герои и героини у Трауб получаются мелковатые: замкнутые, угрюмые, эгоистичные, некрасивые. Если жестокие - то без размаха, если стервы и подлецы - то без изящества, если волевые - то безрезультатно. Но может быть на протяжении романа герои что-то осознали и изменились? Не замечено. Разве что озлобились еще больше. Все озлобились, состарились и умерли. А может быть автор поведала читателю что-то новое о чувствах, так что читатель узнал себя и свои переживания ? Да автор вообще не вдается в такие тонкости. Вместо этого набор биографических фактов. Но может быть, автор незаметно излагает свои мысли о мироустройстве, добре и и зле? Окститесь. Какое мироустройство. Бытовуха, вот все наше мироустройство. Тогда может быть, читатель вынес из произведения какой-нибудь “мессидж”, тудыть его в качель? Вынес, ой как вынес: вся наша жизнь дерьмо, все мужики в итоге козлы, все бабы по сути стервы. И еще, “детей бить нехорошо” и “предохраняйтесь, девочки, предохраняйтесь”. Практически социальная реклама, так же тонко, ога. Ну может быть тогда книга написана не для того, чтобы что-то там очевидное вдалбливать в голову читателю, а просто чтобы читатель поплакал, посмеялся, порадовался, погрустил? Ну, веселое отметаем быстро: Маша Траур не то что не веселит, но даже не стремится “улыбнуть” читателя ни единой своей строкой. Что касается “поплакать” о нелегких судьбах героинь, то и это быстро приедается. Не успеешь к одной бедной-несчастной героине привязаться, как она уже вся кончилась и теперь мы читаем про ее подружку. А читатель нонче цинег пошел, не хуже писателя. Так что звыняйте, Маша, но невозможно вашему читателю рыдать над каждой вдрызг поломатой судьбой, когда этих вдрызг поломатых судеп пять штук на страницу.

Но это, конечно, всего лишь мое мнение, я вообще никто, так что пилите, Шура, пилите пишите, Маша, пишите, издается хорошо, раскупается прекрасно, гонорар наверняка стабилен, что еще автору надо, кому сейчас легко.

Не могу, впрочем, не поделиться еще кусочком своего мнения. Несмотря на все вышесказанное, на меня Маша Трауб произвела впечатление очень талантливого автора с огромным потенциалом. И если бы она могла отказаться от штампования бесконечных одинаковых историй и вместо пяти-шести добротных ширпотребов писала бы один роман, то заслужила бы гораздо больше признания и вышла бы в ряд лучших российский авторов. Но насколько такая перспектива реальна? Примерно настолько же, насколько реален хеппи-энд для Машиных героинь.

Чипсы, они, понимаете, все-таки стабильнее продаются, чем всякие там фуа-гра.
Tags: ЛитерОтура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments