-А что в контракте-то?, осторожно вопрошает Будущий Учитель, - Как я могу подписывать то, чего не знаю?
-Да прекрасно ты знаешь, что в контракте, - отмахиваются Они. - А если не знаешь, то по крайней мере догадываешься:
Престиж выбранной профессии: ноль целых ноль десятых.
Стресс: зависит от контингента и места, но вероятность ежедневной нервотрепки довольно высокая.
Заработная плата: от маленькой до очень маленькой.
Отношение большинства: от вежливого равнодушия до раздраженного презрения.
А! Вот кое-что позитивное. Непокобелимая уверенность в своей правоте растет в геометрической прогрессии по мере выслуги лет.
И еще, вот тут пунктик один есть: неограниченное количество пафоса в любое время суток.
-Ой, а что, нельзя ничего изменить? - спрашивает Будущий Учитель.
-Надежда, что все можно изменить в лучшую сторону - в первые пять, максимум десять лет работы.
-Я имею в виду сам контракт. Нельзя вот, например, этот неограниченный пафос на что-нибудь обменять? Скажем, пятьдесят процентов пафоса заменить на… вот хотя бы двадцатипроцентную прибавку к зарплате, а?
-Никак невозможно. И вообще, может тебе понравится, - говорят Они и сажают будущего учителя смотреть кинофильм “Общество Мертвых Поэтов”.
- Чур меня, чур! - кобенится Будущий Учитель, отворачиваясь от экрана. - Да заберите вы хоть весь этот пафос, не нужен он мне нафиг. Вместо этого сделайте вот хотя бы отношение большинства чуть-чуть получше, а?
-К пафосу привыкнешь. И вообще, если не нравятся условия, на кой черт идешь в учителя? Лузер, может, и ни на что другое не способен? Никто ведь не мешает тебе идти в бизнес, делать красивую карьеру и достойно зарабатывать.
- Но кто-то же должен и учителем быть…Эта профессия нужна обществу...
-О, видишь, вот ты уже и привыкаешь к пафосу. Молодец! То ли еще будет.
И пафос навечно остается остается в невидимом контракте, которые подписал Будущий Учитель невидимыми чернилами.
Он будет литься с киноэкранов и телеэкранов, заполняя девять из десяти фильмов про преподавание. В этих фильмах учителя только в десятую очередь будут помогать ученикам одолевать биквадратные уравнения, овладевать трудностями ПлюсКвамПерфекта или распеваться до третьей октавы. В первую, вторую и так далее же очередь эти учителя-герои будут с чем-то бороться: невежеством, жестокостью, расизмом, безнадежностью, косностью, бездушностью системы преподавания … И в итоге, не без жертв ( или само-жертв), но побеждать под щемяще-торжественную музыку и увлажнившиеся глаза аудитории.
Он будет в звучащих отовсюду затертых формулировках, которые учителям то сеять что-то предлагают, то открывать ребятам и зверятам путь к …., то вообще заняться лепкой чего-то детского, неокрепшего ( педофилов просим не беспокоиться) И все это на фоне уважения к их тяжелому, но почетному....и т.д.
Буде Будущий Учитель изберет школу местом своей работы, то с большой вероятностью на каждом празднике найдутся родители, которые “от лица всех” вызовутся обсыпать учителя пафосными поздравлениями, пожеланиями и благодарностями, слащавыми и сухими, как карнавальное дражже.
А уж начальство всех уровней будет заливать учителей пафосом с удивительной регулярностью, как пьяница- сосед с верхнего этажа, обожающий принимать ванну среди ночи. На каждом собрании, совещании, вызове на ковер и даже в коридоре, походя и поступя, начальство будет рассуждать о профессиональном долге, который велит брать дополнительную нагрузку бесплатно, просто "потому что это нужно школе", педагогической этике, которая не позволит вести урок в шарфе, даже если в кабинете холодно как в Арктике, и профессионализме, который требует, чтобы раздадотoчный материал, написанный-нарисованный ночью, для нужд конкретной группы, выглядел так, будто вчера сошел с печатного станка Cambridge University Press.
На курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, даже самых лучших и полезных, пафос будет яркой “креативной и современной” оберточкой, без которой нельзя презентовать содержание. “Дорогие коллеги, давайте организуем мозговую атаку и разберем слово УЧИТЕЛЬ по составу. У - умелый! Ч- честный И- интеллигентный! Т- терпеливый! Е- еще какой-нибудь! Л - любящий детей! …Вы же понимаете, уважаемые коллеги, без этого введения мы никак не можем перейти к содержательной части. Нас не поймут …”
Пафос со знаком минус в жизни Учителя тоже будет присутствовать. ( Об этом Они в момент подписания контракта скромно умолчали. А может подзабыли.) При каждой неудаче, проблеме и просто спорной ситуации объявятся чуть не толпы хоть и не учителей, но зато Знающих Как Надо, у каждого из которых в прошлом и даже в настоящем ( но где-то там, далеко) имеется масса знакомых Учителей от Бога, Учителей Которые Могли Найти Подход К Любому, Учителей Которые Могли Даже Медведя Научить Писать Стихи Причем За Один Урок, Учителей У Которых Было Сорок Пять Человек В Классе И Все Сорок Пять Поступили В МГУ С Первого Раза …. И эти Знающие Как Надо будут бить и колотить бедного бестолкового среднего учителя этими легендарными фигурами по его маленькому самолюбию, пока оно не закоснеет и не обретет полную пуленепробиваемость.
И вот когда учитель погрязнет в самогенерированном пафосе, то ему уже ничто будет не страшно.
P.S. Автор этого поста вполне осознает пафосность вышеизложенного и даже гордится этим. Профессия обязывает.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →